-Валерий Дмитриевич, 25 мая 2001 года в Ереване состоялась сессия Совета коллективной безопасности. Как бы вы охарактеризовали ее итоги?
- В целом, по моему мнению, сессия СКБ в Ереване подвела первый итог качественно нового этапа военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ), охватывающего практически все основные аспекты такой интеграции. Осуществлен выход на конкретное определение параметров региональных систем коллективной безопасности и организацию их силовой составляющей.
Все президенты государств - участников ДКБ положительно оценили проведенную работу. Они выделили ряд важных моментов, которые характеризуют нынешний этап формирования системы коллективной безопасности. В частности, президент России Владимир Путин заявил, что Договор наполняется новым содержанием и все участники ДКБ заинтересованы в организации и объединении усилий в борьбе с терроризмом и экстремизмом любой формы, прежде всего с религиозным экстремизмом.
По словам президента, первый шаг сделан с созданием Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР). Второй шаг - создание объединенной группировки. Но это движение должно быть постепенным, в зависимости от объективной ситуации, которая складывается в регионах, а в данном случае - в Центрально-Азиатском.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высоко оценил факт создания КСБР в Центрально-Азиатском регионе. Он отметил, что сессия СКБ в Ереване является прорывом, поскольку приняты три важных документа: о создании сил, о формировании КСБР, об организации управления этими силами.
- Таким образом, впервые за время существования Договора речь идет о создании военной составляющей ДКБ?
- Да, в Ереване впервые принято решение о создании многосторонних сил - военной составляющей Договора для противодействия международному терроризму и воинствующему экстремизму. Это найдет свое выражение в формировании Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона как для участия в отражении внешнеполитической агрессии, так и для проведения совместных контртеррористических операций. На сессии подписаны соответствующие нормативно-правовые документы, которые позволят осуществить практическую реализацию данной идеи. Таким образом, создается материальная сила сдерживания, которая явится реальной преградой в борьбе с вооруженными бандформированиями. Параллельно будет продолжаться формирование региональных группировок на других направлениях - Восточноевропейском и Кавказском, создаваемых на двусторонней основе.
Принципиально важное значение имеет подписание главами государств Протокола о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств - участников ДКБ.
В статье 2 Протокола зафиксировано, что в случае совершения акта агрессии против любой из сторон, по просьбе одной или нескольких сторон, формирования региональной группировки войск (сил) одного региона (района) коллективной безопасности могут участвовать в отражении агрессии (вооруженного нападения) в другом регионе (районе) коллективной безопасности в соответствии с положениями статей 4 и 6 Договора.
- Как вы считаете, удалось ли на ереванской сессии согласовать внешнеполитические позиции государств - участников ДКБ по вопросам общей ситуации в мире и проблемам укрепления стабильности?
- Безусловно. Ереванская сессия СКБ стала именно тем местом, где происходило согласование внешнеполитических позиций по вопросам общей ситуации в мире, по проблемам укрепления региональной, международной безопасности и стратегической стабильности. Можно констатировать, что складываются по-настоящему союзнические отношения между участниками ДКБ. В ходе дискуссии и в заявлении глав государств нашло свое отражение полное совпадение взглядов по ключевым моментам развития ситуации в мире. Эти общие позиции во многом подкрепляют ту практическую работу, которую проводят государства и в международных организациях (ООН, ОБСЕ, СЕАП и другие) по вопросам ПРО, борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью, наркобизнесом, контрабандой оружия.
Такое единодушие, совпадение позиций и взглядов явилось некоторой неожиданностью для международных наблюдателей. Они также отметили отход от тенденции принятия декларативных заявлений и переход к практическим шагам по совершенствованию системы коллективной безопасности. Срок формирования КСБР определен вполне конкретный. К 1 августа Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан выделят в КСБР по батальону с соответствующими силами и средствами, что составит около 1300 человек. В настоящее время формируется орган управления КСБР. Уже назначены командующий коллективными силами и начальник штаба, которые вскоре приступят к своим обязанностям. Организуется деятельность постоянной оперативной группы штаба КСБР с местом дислокации в Бишкеке (Киргизия).
- В каком направлении будет развертываться дальнейшая интеграция стран - участников ДКБ?
- Что касается Центрально-Азиатского направления, то важный шаг, по моему мнению, сделан с созданием КСБР.
Следующим этапом должно стать налаживание взаимодействия, образование системы управления региональными группировками войск (сил), которые созданы на различных направлениях. Правовой основой этого является Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств. В нем отражено, что каждая из региональных группировок должна найти свое место в общей системе коллективной безопасности с учетом различий в законодательствах государств, их географического и стратегического положения.
Исключительно важное значение имеет создание межгосударственного органа военного управления системы коллективной безопасности государств - участников ДКБ. Принято решение сформировать такой орган в составе Штаба по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ на данном этапе в рамках его численности и выделяемых средств. Эта структура будет решать задачи практического формирования региональных систем коллективной безопасности и организации взаимодействия между ними.
В мае 2002 года исполнится 10 лет со дня подписания Договора о коллективной безопасности. Юбилейную сессию планируется провести в Москве. В канун этой даты следует особо подчеркнуть, что Договор остается открытым для присоединения всех государств, разделяющих его цели и принципы.
- Как вам видится будущее ДКБ?
- Основная цель ДКБ - поддержание стабильности и безопасности в зоне действия Договора. Тем самым вносится посильный вклад в общее дело обеспечения региональной и международной безопасности. Это, в частности, было признано на недавнем семинаре по вопросам военных доктрин и оборонной политики в регионе ОБСЕ, проходившем в Вене. Участники расценили деятельность, проводимую в рамках ДКБ по противодействию новым вызовам и угрозам и прежде всего международному терроризму, как вклад в общеевропейскую безопасность, а сам Договор - как важный элемент безопасности в обширном Евразийском регионе. Я уверен, что у ДКБ большое будущее.