ВЧЕРА "Независимая газета" сообщила о том, что в Армении и Азербайджане одновременно были опубликованы все три варианта урегулирования карабахского конфликта, доселе считавшихся дипломатической тайной. Сегодня к этому добавились версии причин и целей утечки конфиденциальной информации. Появились и официальные комментарии вокруг возникшего в этой связи бума.
Первая версия, призванная объяснить возможные цели и задачи нарушения официальным Баку (а затем и Ереваном) принципа конфиденциальности переговорного процесса, была отражена во вчерашних комментариях "НГ". Мы не исключили, что публикация секретных документов - целенаправленная акция (скорее всего обговоренная конфликтующими сторонами и посредниками) для "информационной подготовки" общественного мнения к возможному урегулированию конфликта на основе комплекса принципов и идей, в той или иной мере отраженных в трех официальных предложениях Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху.
Однако, как полагает большинство экспертов, перспектива установления мира в регионе карабахского конфликта сегодня так же нереальна, как год, а то и два назад. Основным аргументом сторонников этой позиции является то обстоятельство, что урегулировать этот конфликт возможно только при условии заключения "геополитической сделки" между всеми заинтересованными сторонами, имеющими ощутимое влияние на регион, и прежде всего между Россией и США. Нынешний характер американо-российских взаимоотношений, как считают многие наблюдатели, никак не способствует достижению таких результатов. А значит, утечка ранее секретной информации имела целью спровоцировать рост внутриполитической напряженности в странах региона на фоне усиливающегося давления извне. Такой подход, заметим, весьма распространен в мировой практике и не раз становился действенным механизмом для защиты от внешнего прессинга. Получается, что официальный Баку заинтересован в резкой критике азербайджанскими политическими силами обнародованных принципов урегулирования, которые в той или иной форме должны лечь в основу гипотетического карабахского урегулирования. Не исключено, что это даст возможность Гейдару Алиеву на предстоящей встрече в Париже с Робертом Кочаряном заявить о "вынужденном" отклонении лоббируемого Жаком Шираком очередного варианта урегулирования.
Сторонники третьей версии считают, что провоцирование "карабахского бума" со стороны официального Баку преследовало цель отвлечь внимание общественности республики и международного сообщества от сложившейся ныне в Азербайджане крайне напряженной внутренней ситуации. Горячие дебаты вокруг всевозможных механизмов и концепций разрешения карабахского конфликта могут отодвинуть на второй план весьма неприятные события, связанные с проходящими все последнее время в Баку массовыми акциями протеста.
В этом свете весьма интересным представляются комментарии "заинтересованных сторон", которые резко отличаются друг от друга как по форме, так и по содержанию. Симптоматично, что в то время, когда в Ереване "играют в спокойствие", в Баку действуют по логике "побольше масла в огонь". Так, министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев заявил накануне бакинскому информагентству "Тренд", что президенты Армении и Азербайджана уже достигли устного согласия по основным принципам урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Это заявление Гулиева было сразу же названо наблюдателями "второй серией плохо сыгранного спектакля", в котором армянская сторона, кстати, предпочитает стоять в позе наблюдателя.
"Все это неожиданно и непонятно. То, что было опубликовано, являет собой историю урегулирования проблемы, а не явь. Как минимум полтора года мы не обсуждали этот вариант. С какой целью это было сделано - не знаю. Быть может, с целью зондирования общественного мнения или какой-либо иной. Полагаю, время выявит истинную цель". Таков был ответ президента Армении на вопросы журналистов о целях и причинах нарушения Азербайджаном принципа конфиденциальности. Симптоматично, что в своих комментариях глава армянского государства особо отметил важную роль Москвы в "лоббируемом" ныне Парижем процессе. "Президент Ширак весьма активно консультируется с президентом Путиным. Я также после встреч имею телефонную беседу с президентом России", - сказал Кочарян, отметив при этом, что французский, российский и американский сопредседатели Минской группы ОБСЕ "демонстрируют консолидированный подход".
Аналогичную позицию выразил и глава российского МИДа Игорь Иванов. "Россия всегда была заинтересована в политическом урегулировании этой проблемы, - подчеркнул он. - Мы никогда не самоизолировались от этого процесса и не сделаем этого в будущем". Москва, как отметил российский министр, более чем кто-либо стремится к разрешению конфликта и активно содействует этому процессу вместе с Евросоюзом и США.