0
1516
Газета СНГ Интернет-версия

23.02.2001 00:00:00

Карабахский бум

Тэги: азербайджан, карабах, армения


азербайджан, карабах, армения За время, прошедшее с начала противостояния в Карабахе, здесь выросло поколение, не знающее мира. Изменится ли ситуация в новом веке?
Фото Андрея Соколова (НГ-фото)

КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ зондаж общественного мнения в Азербайджане, Армении и Нагорном Карабахе оценили большинство экспертов появление в бакинской и ереванской печати полных текстов трех ранее конфиденциальных документов - предложений Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Это так называемые пакетный и поэтапный планы, а также концепция всеобъемлющего разрешения проблемы на основе концепции "общего государства". Последний документ, который был принят Ереваном и Степанакертом, но отклонен Баку, вызывает наибольший интерес. Однако согласно появляющимся в последнее время в СМИ многочисленным спекуляциям, именно концепция "общего государства" может лечь в основу гипотетического соглашения президентов Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева. Последние, по мнению некоторых неофициальных источников, могут принять подобное решение в самое ближайшее время - на предстоящей в начале марта встрече в Париже.

Тем не менее, как отмечают ереванские наблюдатели, публикация документов вызывает гораздо больше вопросов, чем дает ответов. Характерно, что МИД Нагорно-Карабахской Республики осудил нарушение принципа конфиденциальности. В интервью ереванскому информагентству "Медиамакс" глава карабахского внешнеполитического ведомства Наира Мелкумян назвала этот шаг официального Баку "преднамеренным нарушением конфиденциальности переговорной основы". "Обнародование предложений посредников - это открытая демонстрация Азербайджаном своей неспособности вести конструктивный диалог и соблюдать элементарные нормы международного общения", - подчеркнула Мелкумян. В Ереване же пока воздерживаются от каких-либо комментариев. Здесь следует отметить, что общий настрой политических кругов и общественности в отношении "общего государства" в целом позитивен, что, в частности, объясняется "официальным фактором" - принятием этого предложения со стороны Армении и Нагорного Карабаха. Однако очевидно, что определенные пункты этого плана могут вызвать также серьезное недовольство в армянских политических кругах.

Похоже, сбываются прогнозы "НГ" о перспективе возникновения в регионе своебразного "карабахского бума", который, не исключено, может стать инструментом очередной дестабилизации ситуации на Южном Кавказе.

В предоставленном "НГ" Министерством иностранных дел Армении проекте соглашения, условно называемом планом "общего государства", в частности, отмечается, что по взаимному соглашению Баку, Степанакерта и Еревана "Нагорный Карабах является государственным и территориальным образованием в форме Республики и образует общее государство с Азербайджаном в его международно признанных границах". Согласно плану посредников "Азербайджан и Нагорный Карабах должны подписать Соглашение о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между соответствующими органами государственной власти, которое будет иметь силу конституционного закона". Этот механизм, как отмечается в проекте, должен осуществиться посредством образования Азербайджаном и Нагорным Карабахом Совместного Комитета, "в который войдут представители президентов, премьер-министров, председателей парламентов". Комитет должен заниматься определением политики и деятельности в вопросах, относящихся к сфере совместного ведения. Для поддержания контактов и координации совместных действий в Баку и Степанакерте создаются соответственные представительства Нагорного Карабаха и Азербайджана.

Согласно опубликованному тексту Нагорный Карабах будет иметь право на осуществление прямых внешних связей в экономической, торговой, научной, культурной, спортивной и гуманитарной областях с иностранными государствами, а также региональными международными организациями. Нагорный Карабах, как отмечается соглашениями, должен иметь все права на участие в осуществлении внешней политики Азербайджана по вопросам, затрагивающим его интересы. Решения по таким вопросам не могут быть приняты без согласия двух сторон. Правительство Нагорного Карабаха может иметь своих представителей в посольствах или консульских учреждениях Азербайджана в иностранных государствах.

Границы Нагорного Карабаха по этому плану посредников должны соответствовать границам бывшего НКАО. Границы между Азербайджаном и Нагорным Карабахом должны быть взаимно открыты для свободного перемещения невооруженных граждан.

Согласно концепции "общего государства" Нагорный Карабах будет иметь собственную Конституцию, принятую народом НК на референдуме. Эта Конституция будет инкорпорировать положения Соглашения о статусе Нагорного Карабаха, а Азербайджан, соответственно, должен будет внести изменения в свою Конституцию для инкорпорирования этого соглашения, положения которого не могут быть изменены без согласия Баку, Степанакерта и Еревана. Документ также гласит, что на территории Нагорного Карабаха должны действовать Конституция и законы Нагорного Карабаха, законы, правила и исполнительные решения Азербайджана могут быть действительны на территории Нагорного Карабаха только в том случае, если они не противоречат Конституции и законам последнего. Граждане Нагорного Карабаха будут иметь в качестве удостоверения личности паспорта Азербайджана со специальной надпечаткой "Нагорный Карабах". Согласно плану "общего государства" Нагорный Карабах будет свободной экономической зоной, получит право на эмиссию собственных денежных знаков, которые будут иметь хождение наряду с дензнаками Азербайджана. Карабаху также делегируются права на беспрепятственное транспортное сообщение и связь с Арменией и Азербайджаном.

В документе также отмечается, что "Нагорный Карабах будет иметь Национальную Гвардию (силы безопасности) и полицейские силы, формируемые на добровольной основе". Эти силы не могут действовать вне Нагорного Карабаха без согласия правительства Азербайджана, тогда как армия, силы безопасности и полиция последнего не будут иметь права вступать на территорию Нагорного Карабаха без согласия карабахских властей.

Основным официальным языком Нагорного Карабаха должен являться армянский, тогда как азербайджанскому языку приписывается статус второго официального языка. Бюджет Карабаха должен состоять из средств, полученных из собственных источников.

Все территории, освобожденные в результате взаимного (Армении, Азербайджана и НКР) вывода вооруженных сил, образуют Буферную зону и Разделительную зону. Первая должна располагаться вдоль границ бывшей НКАО (1988 г.) и может также пройти, в случае достижения договоренности, вдоль рубежей Лачинского района. Буферная зона должна оставаться незаселенной, полностью демилитаризованной, за исключением элементов операции ОБСЕ по поддержанию мира. Разделительная зона, по предложению посредников, также полностью демилитаризуется.

В Буферной и Разделительной зонах предполагается проведение операций по поддержанию мира со стороны ОБСЕ и создание бесполетной зоны. Безопасность во всех областях, контролируемых властями Нагорного Карабаха, обеспечивается существующими структурами безопасности НК.

Соглашение о статусе Нагорного Карабаха должно быть подписано тремя сторонами - Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией и вступить в силу после одобрения Минской конференцией. Согласно этому плану за осуществлением Соглашения будет следить Совет Безопасности ООН, который вместе с ОБСЕ может предпринять меры дипломатического, экономического или в крайнем случае военного характера в соответствии с уставом ООН. Президенты сопредседательствующих в Минской группе ОБСЕ государств - России, США и Франции, как следует из документа, также должны будут выступать в качестве фактических гарантов "всеобъемлющего соглашения".

Ереван


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
843
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1520
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1357
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2549

Другие новости