Не только у начальников болят головы от всех флотских проблем.
Фото Павла Горшкова (НГ-Фото)
Кто участвовал хотя бы в одном раунде переговоров с украинской стороной по военно-морским вопросам, тот знает, насколько трудно добиться на них каких-либо конструктивных результатов и тем более выполнения достигнутых договоренностей. Печальное тому подтверждение - состоявшиеся в июне и августе текущего года переговоры по подготовке пакета документов, уточняющих статус Черноморского флота на территории Украины. Эксперты пришли к согласию лишь по проекту соглашения о порядке посещения г. Севастополя представителями третьих стран и инспекций в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации.
Вновь оказалось в "подвешенном состоянии" Соглашение о навигационно-гидрографическом обеспечении мореплавания в Черном и Азовском морях. Несмотря на то что окончательный проект соглашения был согласован сторонами еще в 1998 г., российская подкомиссия по Черноморскому флоту получила в августе от украинской стороны фактически новый проект, многие положения которого принципиально отличаются от ранее согласованного варианта. Переговоры опять зашли в тупик. Россия предлагает продолжить их, взяв за основу предложения, изложенные в январе 1999 г. в ноте МИД РФ украинской стороне.
Никак не удается "утрясти" порядок взаимных расчетов и выплат, касающихся флота. Участвовать в погашении задолженности флота за судоремонт, коммунальные услуги и электроэнергию украинская сторона поручила своим коммерческим структурам. Однако зачетные схемы (в частности, по долгам за израсходованный газ) реализуются несвоевременно либо не работают вовсе. В результате к Черноморскому флоту применяются штрафные санкции, соизмеримые с размером основного долга.
А сколько копий переломано на консультациях и переговорах о введении льготного таможенного режима оформления ввозимых на территорию Украины грузов, предназначенных для нужд Черноморского флота Российской Федерации! Не выполняется даже прямое поручение президента Украины правительству проработать этот вопрос в положительном ключе, которое он дал в августе 1999 г. Проблема так и не решена, флот продолжает платить налог на добавленную стоимость, пошлины и т.п. Только в прошлом году затраты на эти цели превысили 500 тыс. долл. Такой порядок таможенного оформления грузов для Черноморского флота российскую сторону, естественно, не устраивает. На последней встрече экспертов в августе этого года вроде бы договорились о подготовке приемлемого соглашения по данному вопросу, но уверенности в том, что российская сторона добьется положительного результата, по-прежнему нет.
Даже кассовое обслуживание Черноморского флота вырастает до уровня непреодолимой проблемы. Со ссылкой на "несоответствие действующему законодательству Украины" Черноморскому флоту отказывают в разблокировании корреспондентских счетов полевых учреждений Центробанка России в Крымском управлении Национального банка Украины в Симферополе и Феодосии. В соответствии с договоренностью в МИД Украины направлена нота с проектом соглашения о кассовом обслуживании Черноморского флота России и предложением обсудить его на встрече экспертов. Что из этого получится - покажет время, но особого оптимизма российская сторона пока не испытывает.
Немало сложностей Черноморский флот испытывает с юридическим оформлением земельных участков, находящихся в пользовании воинских формирований флота на территории Украины. Эти вопросы находятся в настоящее время в компетенции смешанной российско-украинской комиссии, созданной в 1999 г. Украинская сторона предлагает осуществить юридическое оформление земельных участков и договоров аренды на основании исключительно украинского законодательства. Однако, по мнению российской части подкомиссии, на указанные участки распространяется принятый порядок арендных отношений, регулируемый международным правом.
Камнем преткновения, мешающим переговорам, может стать все что угодно - как говорится, было бы желание, а предлог, зацепка всегда найдутся. Вот, к примеру, украинской стороне захотелось "переписать" на свой баланс базовый матросский клуб Черноморского флота в г. Севастополе. И такое требование выдвинуто, хотя оно противоречит действующим соглашениям по Черноморскому флоту.
Российская сторона вынуждена искать компромисс: она не исключает возможности использования базового матросского клуба Черноморского флота РФ для проведения мероприятий ВМС Украины по согласованию командующих Черноморского флота России и ВМС Украины. Совершенно частный, казалось бы, вопрос, но украинская сторона, ничтоже сумняшеся, сумела "подвязать" к нему куда более серьезный. Примерно в это же время главным командованием ВМФ России принято решение о передислокации на Черноморский флот ракетного корабля на воздушной подушке "Самум" (который в настоящее время базируется на Балтийском флоте). Но не тут-то было. "Самум" так и не передислоцирован, поскольку украинская сторона ставит условие: сначала надо подписать соглашение о контроле над вооружениями Черноморского флота России и... передать ей тот самый базовый матросский клуб.
По-видимому, явно затянувшийся сериал переговоров по Черноморскому флоту будет тянуться еще достаточно долго. Снисходительное отношение к нему российского руководства не может не вызывать удивления.