0
6135
Газета СНГ Интернет-версия

11.02.2000 00:00:00

Разноскоростная интеграция

Тэги: Путин, Белоруссия, союз


НАЧАЛО "эпохи Путина" в новейшей российской истории ознаменовалось, в частности, ростом ожиданий в отношении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Симптоматично, что на сей раз это не вызвало обычной в подобных случаях тревоги национально ориентированных политических элит в новых независимых государствах. Напротив, в ходе московского саммита глав государств - членов СНГ президенты стран Содружества не просто единогласно, но и явно не без энтузиазма избрали Владимира Путина председателем Совета глав государств, невзирая даже не приставку "и.о.". Думается, не только потому, что его победа на предстоящих 26 марта выборах у них никакого сомнения не вызывает. Не менее важно, что глава России особо подчеркивал невозможность возрождения Союза, называл суверенизацию бывших республик "необратимой" и заявлял о необходимости строить отношения Москвы с бывшими сателлитами на основе равноправия и взаимного уважения.

Очень характерно, что официальное дезавуирование не столько реальной, сколько воображаемой угрозы имперского реванша действительно заметно успокоило тайные опасения многих участников Содружества. В сочетании с заверениями Кремля, что отношения со странами СНГ являются приоритетом российской внешней политики, это послужило явным стимулом к стремлению развивать взаимовыгодную, в первую очередь экономическую интеграцию "европейского типа". В то же время на практике интеграционные процессы на постсоветском пространстве осложнены целым рядом существенных факторов, наличие которых вряд ли позволяет надеяться на одномоментный реальный прорыв. В первую очередь, это различный уровень развития государств СНГ, что делает неизбежным так называемую разноскоростную интеграцию и, кроме того, заставляет страны Содружества развивать двусторонние контакты, а также формировать внутри достаточно аморфной конфедерации своего рода "группы по интересам", типа ГУАМ, Таможенного союза и союза между Москвой и Минском. Впрочем, и здесь возникают свои проблемы. Содружество Тбилиси, Киева, Баку и Кишинева в рамках ГУАМ изначально имеет целью кооперацию в сфере транспортно-энергетических инфраструктур, строительства новых нефте- и газопроводов, паромных переправ и т.п., которые позволили бы наладить переброску углеводородов с Востока на Запад и, по возможности, минимизировать при этом зависимость от российского транзита. Однако вопросы, порожденные последними данными об отсутствии серьезных нефтяных ресурсов в Азербайджане, стремление Москвы сохранить ведущую роль в контроле над маршрутами сырьевых потоков заметно уменьшают роль и значение ГУАМ. Таможенный союз также испытывает значительные трудности, связанные с проблемой унификации тарифов.

Считается, что дальше всех по пути интеграции продвинулись Россия и Белоруссия, заключившие договор о создании союзного государства. В политическом смысле это бесспорно, хотя весьма своеобразная фигура белорусского лидера порождает в российском истеблишменте достаточно сложное и неоднозначное отношение как к нему самому, так и к формату конечного объединения. Возможно, что именно этим обстоятельством вызваны намеки на то, что тесное военно-политическое единство отнюдь не сразу способно трансформироваться в объединение экономическое и финансовое. Тем не менее именно союз Москвы и Минска продолжает вызывать наибольший интерес сторонников глубокой интеграции.

Так, в Ереване вновь активизировались инициаторы присоединения Армении к славянскому союзу. Один из активистов так называемой Инициативы Армения-Россия-Белоруссия, депутат парламента Агаси Аршакян заявил о создании в Национальном собрании "координационного совета в поддержку присоединения республики к Союзу России и Белоруссии". Его членами стали 17 законодателей, представляющих самые различные партии и фракции. Не исключено, что это сообщение было своего рода "пробным шаром", запущенным с целью выявить реакцию верховной власти. Последняя не заставила себя долго ждать. Буквально в тот же день пресс-секретарь президента республики Ваге Габриелян заявил, что "вопрос о присоединении Армении к Союзу России-Белоруссии не стоит в повестке дня". Тем самым официальный Ереван дал понять, что по-прежнему предпочитает развивать двусторонние взаимоотношения с Москвой, и в первую очередь - военные и геостратегические, как то было в течение последних десяти лет. Кстати, в последнее время стало расширяться и армяно-белорусское военное сотрудничество. Тем не менее Армения пока вовсе не склонна участвовать в славянском объединении. Очевидно, что модель двусторонних контактов остается наиболее привлекательной и приемлемой для страны, основой внешней политики которой является принцип комплиментарности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
535
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2261
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1487
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1115

Другие новости