Ильхам Алиев. |
- Ильхам Гейдарович, какова политика руководства Азербайджана в вопросе о приватизации нефтяного комплекса в Азербайджане?
- Это сейчас на повестке дня, я думаю, не стоит. Потому что нефтяной комплекс - это основа экономики, половина бюджета. Поэтому если и будет он в какой-то форме приватизирован, то в самую последнюю очередь. Причем, когда мы говорили о приватизации нефтяного сектора, у инвесторов было заблуждение, что речь идет о приватизации вместе с месторождениями. Но этого не будет, потому что месторождения и нефтяные недра в соответствии с законом о недрах приватизироваться не будут. Без месторождений нефтяная компания для инвестора не представляет интереса, потому что у нас на сегодняшний день в ее структуре работают 75 тысяч человек, а добывают 9 миллионов тонн нефти. Нигде в мире такой диспропорции нет. А что делать? Мы не можем сокращать людей. С другой стороны, вы нигде в мире не найдете нефтяную компанию, которая бы имела такой дисбаланс работников и добычи.
Я думаю, что если вести приватизацию в нефтяном комплексе, то в первую очередь надо приватизировать те службы, которые в нашей структуре, но оказывают услуги строительные, транспортные, с тем чтобы они перешли в частные руки, ушли от нас. Будем заключать договора на оказание услуг. Это самое последнее, что в Азербайджане может быть приватизировано.
- Какова роль государственной нефтяной компании?
- С 1994 года мы начали процесс привлечения иностранных инвесторов для совместной работы по разведке и добыче нефти на наших месторождениях. В свое время это было не так-то легко, потому что Азербайджан считался зоной повышенного риска и крупные компании с опаской к нам относились и неохотно приходили. Но 20 сентября 1994 года нам удалось после длительных переговоров заключить первый контракт, который включал в себя три месторождения - Азери, Чираг и Гюнешли с общим объемом нефти более 600 миллионов тонн. Он вошел в историю как контракт века и, по существу, положил начало нашему сотрудничеству и со многими другими западноевропейскими компаниями.
С тех пор до сегодняшнего дня в целом подписано 19 контрактов на условиях раздела продукции. Каждый контракт отдельно прошел ратификацию в парламенте и приобрел силу закона. Это было очень важно, для того чтобы у инвесторов не было никаких опасений, что завтрашние инвестиции могут оказаться под угрозой. Объем инвестиций в рамках 19 проектов оценивается в 60 миллиардов долларов. На сегодняшний день в различные нефтяные проекты в Азербайджане уже инвестировано более 3 миллиардов.
В Азербайджане сегодня работают 33 компании из России, США, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Норвегии, Саудовской Аравии, Турции. Может, кого-то я упустил.
- Что удалось сделать за 5 лет?
- Начата добыча на месторождении Чираг. Полностью модернизирована в соответствии с международным стандартом морская платформа. Построены подводные нефтепроводы и газопроводы до берега. На берегу в Сангачалах сооружен большой терминал. Восстановлена трубопроводная система, связывающая Баку с Новороссийском. Заново построен трубопровод из Баку в Супсу. На сегодняшний день мы имеем экспортные возможности, и объемы их - 12 миллионов тонн в год: 6 миллионов - Новороссийск, 6 миллионов - Супса.
С выходом на Супсу азербайджанская нефть впервые в чистом виде вышла на мировой рынок. Из-за высокого качества (оверлайт), естественно, она ценится дороже, чем нефть на новороссийском терминале, где она смешана с российской.
При техническом переоснащении существующих трубопроводов мы можем выйти на объем более 20 миллионов тонн. Но предположительно где-то в 2007-2008 году ожидается годовой объем добычи свыше 50 миллионов тонн. Поэтому с самого начала существовала проблема строительства основного трубопровода. Политическое решение о его строительстве было принято в рамках Стамбульского саммита ОБСЕ.
Азербайджан уже получил сотни миллионов долларов от нефтяных проектов в виде бонусов, налогов и других поступлений в казну. Несколько дней назад первый танкер с азербайджанской нефтью уже был продан. И мы с этого получаем порядка 25 миллионов долларов. Ежегодный объем добычи нефти иностранными компаниями в Азербайджане сейчас находится на уровне 6 миллионов тонн с новых месторождений, 9 миллионов мы добываем сами.
- На каких принципах базируется нефтяной контракт?
- Каждый контракт имеет два этапа. Первый этап - это разведочный период, он определен в три года и предполагает бурение как минимум двух, а то и трех скважин. По окончании этого периода и в случае подтверждения запасов нами совместно с иностранным партнером согласовывается план дальнейшей работы. В противном случае структура передается нам и инвестор уходит.
Все параметры контракта фиксируются до ратификации. Сначала определяется размер бонуса, который выплачивается в три этапа. Первый - при ратификации. Второй - после окончания разведывательного периода. И в случае если он успешен, при начале добычи - третий бонус. Для всех контрактов установлена единая ставка налога, которая отличается от общепринятого в Азербайджане.
- Льготная ставка налога на прибыль?
- Да. Ставка налога на прибыль льготная. Контракт заключается на срок 30 лет с возможным продлением. Весь попутный газ передается Азербайджану бесплатно.
На сегодняшний день доля участия ГНКАР в контрактах возросла с 10% в первом проекте до 50%. Несмотря на это, иностранный инвестор, который является оператором, в разведочный период вносит все 100% инвестиции, то есть и за ГНКАР. По окончании периода разведки мы можем продать кому-то свою долю, либо сами финансировать проект пропорционально нашей доле.
Обязательное условие - привлечение местного персонала. В операционной компании существует график - начиная с 50%, в течение нескольких лет доля местных кадров на всех уровнях должна возрасти до 90%. В контракте предусмотрено обучение молодых рабочих и специалистов.
Контрактом оговорены для местных компаний льготы при участии в тендерах.
Хочу еще один момент подчеркнуть: государство в контрактах выступает в двух лицах. Первое - как владелец ресурсов, второе - через нефтяную компанию. Если посчитать суммарно все прибыли от конкретного нефтяного проекта, которых у нас 19, в долларовом выражении, то получится, что 80% всей прибыли остается в Азербайджане. Как владельцу ресурсов - государству, так и нефтяной компании. Поэтому эти условия я считаю в СНГ наиболее оптимальны с точки зрения интересов страны, во всяком случае, нам так кажется.
- Каким образом получается 80%, если доля ГНКАР не превышает 50%?
- Мы начинаем распределение прибыли на основе 50 на 50. Это при рентабельности, не превышающей нормативную. Чем выше норма прибыли, тем выше наша доля, и в конечном итоге она достигает 90- 95%.
- Не могли бы вы подробнее рассказать, какой у вас критерий рентабельности?
- Он везде одинаковый. На Западе и нефтяные компании чувствуют себя счастливыми, когда у них норма прибыли больше 10-12%. Если рентабельность 25%, предположим, мы получаем 90%, если рентабельность 12%, то мы получаем 50%. Это было самым главным нашим пожеланием и условием.
До недавнего времени вся нефть, которая добывалась на месторождениях, уходила на покрытие капитальных и эксплуатационных расходов. В 2000 году, если цены останутся на уровне 25 - 26 долларов за баррель, казна получит от реализации нашей прибыльной нефти 100 - 150 миллионов долларов.
В ближайшее время будет принято решение о создании нефтяного фонда, где все эти средства будут аккумулироваться. Мы всегда считали, что эти средства не должны идти в бюджет, а должны быть аккумулированы в нефтяном фонде, поскольку они не имеют прямого отношения к нашей собственной хозяйственной деятельности, и уже из фонда они будут распределены на социальные программы, на программы для инвестиций и так далее.
То есть все это будет прерогативой правительства - определить расходы. Может быть, правительство примет решение вообще не расходовать, держать на золотой запас, на случай, когда цена опять упадет до 10 долларов за баррель. От этого никто не застрахован. Так, в бюджете на 2001 год будет заложена сумма на повышение зарплат, пенсий, пособий, а вдруг в 2002 году цена упадет. Так что же тогда, сокращать зарплату?
- У меня сложилось такое впечатление, что вы в какой-то степени скопировали норвежский опыт.
- Может быть. Наши делегации неоднократно ездили в Норвегию.
- Азербайджан предполагает экспортировать газ?
- Объемы газа на месторождении Шахдениз оценивается, по самым скромным подсчетам, в триллион кубометров. С этого месторождения мы будем в состоянии экспортировать порядка 25 миллиардов кубометров газа в год. К лету будет закончена разведка на месторождении Апшерон, и, по данным наших геологов и компаний, которые там работают - "Шеврон" и "Тоталь", там порядка трех триллионов кубометров газа. То есть Азербайджан потенциально может стать крупнейшим экспортером газа. Нам сейчас надо решить, куда этот газ транспортировать.
- Где составите будущую конкуренцию российскому "Газпрому"?
- В Турции, наверное. Больше негде. Сегодня идет борьба за турецкий рынок. Сегодня Россия, Азербайджан и Туркмения уже борются за него.
Кто бы первым ни пришел туда, все равно турецкий рынок все не "переварит". Поэтому уже сегодня надо смотреть на 5 - 10 лет вперед. Мы об этом заявляли на всех уровнях и предлагали Грузии, России вместе с Азербайджаном и Туркменистану создать совместную рабочую группу, чтобы посмотреть прогнозы. Сколько будет "переваривать" Турция в 2005 году, если сейчас 16 миллиардов? Какова тенденция? Все можно просчитать, определить квоты. Это приведет к тому, что, во-первых, все будут довольны, во-вторых, взаимоотношения улучшатся и, в-третьих, это будет реальное региональное сотрудничество.
Все равно ведь турецкого рынка на всех не хватит. Туркменистан и Турция подписали соглашение о продаже газа в объеме 16 миллиардов кубометров в год. Россия сейчас продвигает проект "Голубой поток", но, что более реально с моей точки зрения - это транскавказский трубопровод Россия - Грузия - Турция. На мой взгляд, это проект более реальный, чем "Голубой поток". Туркменистан сейчас хочет строить транскаспийский газопровод на Турцию. Азербайджан так или иначе будет газовой страной и сможет добывать как минимум 25 миллиардов кубометров.
- Из всех вариантов транспортировки нефти выбран вариант Баку - Джейхан?
- Тут несколько факторов. Первый - новороссийский терминал сейчас загружен полностью. 30 миллионов тонн он переваливает. Приплюсуйте сюда еще столько же или больше - 40 миллионов тонн по КТК. Еще 50 - это объем, о котором мы говорили, - Азербайджан. Что дальше происходит?
Через Босфор это просто физически не пройдет, даже если бы Турция разрешила. Хотя Турция не разрешит. Третье - погодные условия Новороссийска позволяют отгружать 200 дней в году. В Джейхане такой проблемы нет. Об остальном я не говорю. Чечня и тот факт, что на сегодняшний день определенный участок не работает. В районе Дагестана переваливают в цистерны, а потом из цистерн опять в трубу. Сегодня Россия - и мы ей очень благодарны за это - выполняет все свои обязательства по межправительственному соглашению, несмотря на то что - мы это понимаем - она несет убытки.
На новороссийском направлении может быть увеличена пропускная способность до 15 миллионов тонн. Мы имеем обязательства перед Россией к 2005 году прокачивать не менее 5 миллионов тонн. Нужно понимать, что Баку-Джейхан - не все. У нас есть Супса, у нас есть Новороссийск. Если завтра нам предложат четвертую трубу построить, скажем, на Иран, мы будем за это голосовать. Чем больше у Азербайджана будет альтернатив, тем лучше.
Вот факты из практики. Новороссийск одно время не работал. Потом в Грузии произошло наводнение, Супса не работала 10 дней. Если нет экспорта, одновременно останавливаются все работы на месторождении. К каким убыткам это приведет? Всем хорошо известно. Наше решение имело свои обоснования, но оно ни в коей мере не должно означать, что с его принятием все остальные возможные пути транспортировки исключаются. И мы во всем, что касается Джейхана, рассчитываем на сотрудничество с Россией.
Мы также хотели бы сотрудничать с газовой отраслью. Соперничество ни к чему хорошему не приведет. Мы сейчас начали транспортировать казахскую нефть из Тенгиза через Азербайджан. В этом году 3 миллиона тонн перевалили. Заработало наше каспийское пароходство, заработала нефтяная компания, заработала железная дорога.
Почему так произошло? Потому что была ограничена квота Казахстана на тенгизскую нефть со стороны России. Как видим, безвыходных положений нет. Ограничили квоты Казахстану, но они пришли сюда. Кто выиграл? Азербайджан. Кто проиграл экономически? Россия. Таких примеров много. Соперничество принесет всем убытки. Мы не раз спрашивали, почему российские компании не приходят, кроме "ЛУКОЙЛа"? Они не хотят. Почему, скажем, нам с Россией нельзя подписать соглашение или же рамочный меморандум о сотрудничестве в реализации нефтяных и газовых проектов?
- Подтверждены ли запасы нефти, на которые вы рассчитываете?
- У нас точно подтвержден только первый проект, там 620 миллионов тонн. Остальные 18, вернее, без Карабаха 17 - там сейчас идет разведка. Там можно основываться только на данных сейсмики, наших геологов. Что касается Шахдениз, первая скважина там пробурена, вторая - бурится. "Би Пи" говорит официально, что это 700 миллиардов кубометров, наши геологи говорят, что триллион. В общем, гадать можно сколько угодно. На сегодняшний день 620 есть. Для трубы Баку-Джейхан это, конечно, мало. Это не тот объем. Это мы все прекрасно понимаем.
Мы построили новую установку, которая будет бурить скважину на глубину до 700 метров, до этого в Азербайджане глубже 200 метров бурение было невозможно. И из-за этого многие крупные глубоководные месторождения оказались незатронутыми. Вот Шахдениз лежит на глубине от 200 до 700 метров, а Азери - Чираг от 200 до 400 метров. То есть, с одной стороны, плохо, что во времена Советского Союза Азербайджан был забыт, потому что была Тюмень, Западная Сибирь, огромные потоки нефти, а с другой стороны, это позволило нам сохранить закрома.
- Всем известно, что были противоречия между прикаспийскими странами по поводу дележа Каспия. Какова сейчас ситуация?
- Азербайджан всегда придерживался секторального деления Каспийского моря. Исходя из мировой практики и из того, что еще в советское время в Министерстве топлива и энергетики были национальные секторы. Был азербайджанский сектор, был туркменский сектор. Другое дело, что в то время только азербайджанские нефтяники работали на Каспии. Все те структуры, которые сейчас в Туркменистане открыты и из-за которых они иногда поднимают шум, были открыты азербайджанскими нефтяниками.
Но и это мы в сторону отбросили. Нами была проведена юридическая работа совместно с иностранными компаниями. Что будет, если завтра Туркмения, или Россия, или Иран, или Казахстан подадут на нас в арбитраж, с чем мы столкнемся? Мы пришли к выводу, что право будет на нашей стороне, и только после этого иностранные инвесторы согласились вкладывать средства.
Хорошо, что здравый смысл восторжествовал. Сейчас у нас ни с Россией, ни с Казахстаном, ни с Ираном, ни с Туркменистаном не по сути вопроса, а по месторождениям нет ни упреков, ни взаимных претензий. Этот вопрос сам по себе нашел свое решение. Осталось его только юридически зафиксировать.