Любая ее героиня – символ женственности.
Кадр из фильма «Бег»
После премьеры «Войны и мира» в нее влюбился весь мир. Французы ввели в моду называть в честь ее героини дочек. Не устоял даже сдержанный Восток: 1972 год был объявлен в Японии Годом Людмилы Савельевой. Знаменитая актриса отмечает юбилей. Круглую дату она отметила без лишней суеты, в семейном кругу.
Двух талантливых балерин «украл» у классического искусства кинематограф 60-х – Наталью Аринбасарову и Людмилу Савельеву. И в обоих случаях жертвы окупились мировой славой: выпускница училища при Большом театре Аринбасарова, рискнув сняться в радикальном «Первом учителе» Андрея Кончаловского, получила потом на Венецианском кинофестивале 1966 года Кубок Вольпи (приз за лучшую женскую роль, мечту актрис всех поколений и континентов!), а солистка балета Кировского театра Савельева стала эталонной Наташей Ростовой в эпопее Сергея Бондарчука, и в 1968-м именно ей было поручено получать в США «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
В самом насыщенном для Савельевой-актрисы 1970 году она снялась в фильме самого Витторио де Сики «Подсолнухи», где партнерами были Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Тогда же сыграла Нину Заречную в «Чайке» Юлия Карасика и Серафиму Корзухину в «Беге» Александра Алова и Владимира Наумова. Роли Савельева всегда выбирала с поразительным чутьем, и потому не припомнишь в ее фильмографии каких-то осечек.
Другое дело, что фильмография эта невелика. Зато большинство фильмов до сих пор «в обороте». Наташа, Нина, Серафима. Героинь своих Савельева наделяла женственностью, в каких бы эпохах и обстоятельствах ни приходилось им действовать. Даже суховатая ее, капризная Инна в фильме «Успех» Константина Худякова хороша – слишком хороша для нервного бродяги-режиссера, героя Леонида Филатова.
В 1986-м начался «производственный роман» актрисы с режиссером Сергеем Соловьевым, мастером экранного парадокса и одним из главных возмутителей тогдашнего спокойствия. «Чужая Белая и Рябой», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» – этот ряд перестроечных соловьевских хитов продолжится для Савельевой в 2000-м, когда она вновь примет приглашение мастера сыграть в «Нежном возрасте», а потом и в многострадальной «Анне Карениной». В омут соловьевских фантазий и авантюр Людмила Савельева нырнула с удивительной отвагой. По сути, ей было предложено пошутить над собственным мифом – не совсем земной, отстраненной барышни с завихрениями. «Женщина с фиалковыми глазами, мать Александры» – так именуется ее героиня в титрах «Черной розы». Заслуженная Наташа Ростова советского кино отлично вписалась в хулиганский кинококтейль Сергея Соловьева: исполняла классические па под завывания Б.Г., разгуливала в пуантах и шляпе с бантом, а под конец и вовсе улетала из кадра, как сильфида какая-нибудь, в кулису.
Любой актерский юбилей заставляет подумать не только о том, что было, но и что может, должно еще случиться в профессии. Людмила Савельева – такая фигура в своде наших актрис, которой дублерши не подберешь. Индивидуальность. За то и отметил ее, совсем еще юную, Сергей Бондарчук, когда искал свою Ростову в потоке молодых балерин. Хочется в очередной раз удивиться, глядя на ее новые превращения: ужель та самая Наташа?