Столь решительное желание покончить с палаточными лагерями чеченских беженцев в Ингушетии до конца этого года наводят на мысль о скоропалительности этого решения. Возможно, к этому власти подтолкнуло обращение 300 чеченцев к Нурсултану Назарбаеву с просьбой разместить их в Казахстане. Как бы то ни было, на размещение почти 27 тысяч обитателей брезентовых городков было выделено всего чуть более месяца.
Федеральный Центр неоднократно переносил сроки возвращения беженцев. Сначала был обозначен июнь, потом октябрь 2002 года. Однако беженцев в Ингушетии только становилось больше. Санитарные условия в лагерях создавали реальную угрозу эпидемии, хотя причина переселения не в этом.
Свою лепту внесли и боевики, резко активизировавшие действия в Ингушетии. Нецелевое использование гуманитарной помощи приобрело системный характер и не контролировалось никакими властями. Продолжительное пребывание в Ингушетии чеченцев привело к напряженным отношениям с ингушами, получившими конкурентов в коммерции и на рынке труда.
Действия миграционной службы России копируют методы, разработанные несколько месяцев назад президентом Ингушетии Муратом Зязиковым. Он предложил всем проживающим в палаточных лагерях беженцам выселиться из палаток и либо вернуться в Чечню и за это получить новую палатку, имущество, денежную помощь, либо остаться в Ингушетии и арендовать жилье в частном секторе. Средства на арендную плату также гарантировались государством. Таким образом, за лето удалось вернуть в Чечню 77 тысяч человек. Еще 10 тысяч желающих вернуться подали заявления в миграционную службу Ингушетии.
Беженцам не придется долго подбирать жилье под аренду. У многих из них в Грозном остались квартиры. Ликвидация палаточных городков не означает, что все их жители вернутся в Чечню. Часть из них может арендовать жилье в Ингушетии. Не совсем, правда, понятно, что имеет в виду вице-премьер Ингушетии Магомет Мархиев, когда говорит, что "те, кто не пожелает вернуться в Чечню, будут компактно размещены в стационарных помещениях". Если такие возможности у Ингушетии были, почему людей не размещали там с самого начала? Помещений просто нет. Есть только частный сектор, где чеченцы могут арендовать жилье. Возвращение же тех, кто останется в частном секторе в Ингушетии, должно стать следующим этапом. Не исключено, впоследствии средства на аренду жилья и гуманитарную помощь будут выделять только тем, кто вернулся в Чечню.
Но и это не решит проблемы беженцев окончательно, прежде всего потому, что главной причиной их отказа возвращаться на родину остается отсутствие безопасности, и, возможно, уже вернувшиеся в Чечню вновь покинут ее.