С приходом к власти в Чечне Джохара Дудаева популярная чеченская певица Дадашева исполнила песню о рождении в республике миллионного чеченца. Младенца назвали "лучшим из всех", то есть Джохаром, а счастливой матери подарили квартиру в центре Грозного. Неизвестно, чего было в "миллионном чеченце" больше - правды или политики (скорее всего и того и другого понемногу), но и сегодня, согласно данным Всероссийской переписи, в Чечне проживают более миллиона человек. Но сюда входят не только этнические чеченцы, но и другие национальности, а также военные с тыловиками, специалисты и чиновники, прикомандированные для помощи разрушенной республике.
По данным предыдущей переписи 1989 года, чеченцев было около 800 тыс. человек. Из Чечни за последние 15 лет выехали более 200 тыс. русских. Ингуши, занимающие вместе с дагестанцами первое место в России по рождаемости, обособились в отдельную республику, где население, по некоторым данным, превысило 450 тыс. человек (еще несколько лет назад было 350). Около 300 тыс. чеченцев стали перемещенными лицами. Таким образом, население Чечни без учета прикомандированных и военных должно составлять 600-700 тыс. человек. Понятно, что миллионный показатель, озвученный администрацией Чечни (что уже говорит о политической подоплеке технического, по сути, мероприятия), имеет и свои причины. Больше людей - больше денег из Центра, меньше разговоров о хасбулатовских "200 тысячах трупов между Россией и Чечней", больше видимости нормализации ситуации в управляемой вотчине.
А каких результатов еще следовало ожидать? С особым трепетом все политические силы в кавказских республиках ждут сегодня цифр, на Их Величества цифры молятся, от них зависит и власть, и все, что с ней связано. В Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестане цифры являются отправной точкой всей политики - экономической, социальной, национальной, культурной. В соответствии с пропорциональной численностью национальностей делят властные полномочия, бюджетные деньги, квоты в парламентах, вузах, на предприятиях. Очевидно, что на местах не допустят изменения фундаментальной основы власти - этнических пропорций населения. Они будут сохранены вопреки всему и вся.
Если в российской глубинке статистике интересны результаты переписи прежде всего с точки зрения экономических показателей, то в республиках - это чистой воды политика. Можно только предполагать, сколько раз еще в пылу митинговых страстей будут оспаривать итоги Всероссийской переписи. Число стало идолом - веским аргументом и карт-бланшем удельных князей.