0
1559
Газета Кавказский хребет Интернет-версия

15.10.2002 00:00:00

"Необходима реформа КЧР"

Тэги: карачаевочеркесия, кчр, акбашев


-Борис Хаджимурзович, что предшествовало межнациональному напряжению в некогда благополучном крае?

- Этнополитические проблемы в Карачаево-Черкесии возникли с момента ее образования. За 80 лет существования область - республика три раза преобразовывалась в различные самостоятельные субъекты: в 1926-м ее разделили на Карачай и Черкесию, в 1943-м после насильственной депортации карачаевцев Карачай был ликвидирован. И в 1957-м после реабилитации и возвращения карачаевцев вновь образована Карачаево-Черкесская область в составе Ставропольского края. Неофициально попытки карачаевцев и черкесов разойтись мирно предпринимались гораздо чаще. В начале 90-х область вышла из состава Ставропольского края и получила статус республики. В это же время Карачай заявил о намерении выйти из ее состава и создать собственное суверенное образование. Стремление разделиться поддержали все народы республики - в то время отношения еще позволяли решать проблемы на уровне народной дипломатии. Но ситуация не устраивала правящую верхушку, и в республике был проведен всенародный опрос. Карачаевцы не приняли участия в опросе, Карачаево-Черкесия осталась единой республикой, а власть сохранила за собой контроль над ресурсами. В нашем же случае лучше жить врозь, чем вместе. Всем известно, во что вылились первые выборы главы республики в конце 90-х. Если раньше все решалось за столом переговоров, то на этот раз пролилась кровь.

- Говорят, что в Карачаево-Черкесии нет межнациональных конфликтов, а есть этнополитические...

- Чтобы не быть обвиненным в необъективности и не отдавать предпочтения одной проблеме перед другой, приведу результаты мониторинга, проведенного недавно в КЧР политологами Северо-Кавказской академии государственной службы. Они обозначили восемь групп основных этнополитических проблем: представительство этнических групп в органах власти (последние 20 лет 70% руководящих постов принадлежит карачаевцам); проблема негативной иерархии (какой из народов больше "обижен"); казачество; отток русского населения; этническая миграция; распространение нетрадиционных религий; территориальные претензии; сепаратизм. От себя я бы добавил еще один пункт - проблема малых народов, в частности абазинского.

- Какие существуют варианты решения этих проблем?

- Чем глубже мы прячем голову в песок, тем труднее разрубить карачаево-черкесский узел. В КЧР необходимы реформы. Роль этнических элит в конфликте часто переоценивается. Менталитет кавказских народов, в частности черкесского и абазинского, основан на принципах демократии, и лидеры не принимают судьбоносных решений авторитарно. Неразрешенный конфликт в республике создает в обществе состояние постоянного стресса. Люди испытывают вполне оправданный страх перед предстоящими выборами, предсказать исход которых невозможно. Есть все предпосылки для перехода этнополитического конфликта в открытую неуправляемую форму. К сожалению, действия власти на федеральном и на местном уровне не способствуют снижению напряженности. Необходимо пересмотреть систему государственного устройства КЧР, может быть, в сторону разделения по этническому принципу, может быть, в сторону укрупнения. Я не исключаю возможности возвращения в состав Ставропольского края. Я знаю, что таково мнение русских, казаков, абазин, черкесов, ногайцев, греков и даже части карачаевцев.

- Возможно ли вообще разрешение конфликта без вмешательства федерального Центра?

- Участие Москвы просто необходимо, нужна политическая воля. И каким бы ни было решение вопроса - то ли реформа структуры власти, то ли укрупнение регионов РФ, то ли пресловутое разъединение, то ли отказ от "выборов" руководителей субъектов и назначение их президентом РФ, - оно должно быть принято до следующих выборов президента КЧР. Избранные "вожди" не нужны в субъектах РФ.

- Могут ли исторические корни и культурные связи народов стать условием укрепления дружеских отношений?

- Если речь идет о карачаевском и черкесском народах, то скорее нет, чем да. Объясню почему. В культурном и научном сообществе Карачаево-Черкесии развилась опасная тенденция, которую условно можно обозначить, как обмен претензиями. Банальная фраза "в спорах рождается истина" для КЧР не подходит. Здесь в спорах взращивается нетерпимость, особенно в молодежной среде, не обладающей достаточным образовательным багажом и принимающей все измышления псевдоисториков на веру. Последствия этих процессов могут в ближайшее время самым трагическим образом отразиться на состоянии этнических взаимоотношений.

- Судя по всему, вы уже не верите в возможность совместного проживания...

- Говорить о совместном развитии в сегодняшней КЧР практически невозможно. В условиях, когда доступ к ресурсам - финансовым, природным, властным, экономическим - на протяжении 20 лет является исключительной прерогативой даже не народа, а небольшой группы представителей этого народа, о развитии русского, абазинского и черкесского народов я могу говорить только с болью. Если русский, черкес или абазин в КЧР достиг каких-либо результатов, то это скорее исключение, чем правило. Проблема оттока русскоязычного населения обозначалась на разных уровнях неоднократно, а вот о том, что ногайцев в республике сейчас меньше, чем, скажем, в Сургуте, говорить не принято. Еще более сложное положение у абазинского народа. Демографическая ситуация в черкесских районах хуже общероссийских показателей. Государственное финансирование ведется по национальному признаку.

- Кстати, проблема реформирования государственного устройство сейчас вынесена на федеральный уровень...

- Видимо, нужно объединять небольшие субъекты РФ и упразднять республиканские институты власти, умело используемые чиновниками на местном уровне для удовлетворения клановых интересов. Сегодня время ставит перед нами гораздо более сложный и важный вопрос: что будет с Россией? Я принадлежу к поколению, которое убеждено в неразрывной связи исторических судеб Кавказа и России, в том, что Северный Кавказ должен всегда оставаться ее составной частью. Я за укрепление вертикали власти и укрупнение субъектов РФ. Российскому государству достаточно иметь одного всенародно избранного президента, который бы назначал руководителей укрупненных субъектов в России.

Черкесск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
564
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2286
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1138

Другие новости