Режиссер Александр Велединский и продюсер Вадим Горяинов получили в качестве комплимента за картину «Географ глобус пропил» разъемный глобус с алкоголем внутри.
В Доме кино прошла 16-я церемония вручения премии «Белый слон» Гильдии кинокритиков и киноведов. Может, церемония эта и была когда-то торжественной, но к настоящему моменту стала почти камерной: не до конца заполненный Белый зал, отсутствие, за редким исключением, большинства номинантов, потертые сиденья, кажущаяся тесноватой сцена...
В одном углу которой расположились музыканты ансамбля «Фьюжн», в другом встали за стойку ведущие церемонии – актриса Лянка Грыу и критик Давид Шнейдеров. Графические слоны заходили по экрану – справа налево и слева направо, – и вручение началось.
Перво-наперво был назван фильм – событие года, и им, конечно же, оказался «Трудно быть богом» Алексея Германа. Приз получала (и говорила хорошие слова) вдова и соратница режиссера Светлана Кармалита.
После чего было объявлено о вручении приза молодых кинокритиков «Голос» (с уточнением – «до 33 лет»). Оказывается, молодые отдали предпочтение трем лентам, их шорт-лист: «Вечное возвращение» Киры Муратовой, «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, «Горько!» Жоры Крыжовникова. Лауреатом, вы не поверите, стало «Вечное возвращение». Так, как голосуют нынешние молодые – по приколу, – проголосовали, видимо, и эти, потому что иначе как шуткой гения фильм Муратовой не назовешь. Можно ли назвать полноценной картиной действо, когда на экране раз за разом разыгрывается одна и та же сцена разными актерскими парами? Ну, считай, показали зрителю кинопробы с актерами сильными и послабее, ну, к середине картины зритель уже выучил текст назубок – и что? Это фильм?..
Президент Гильдии кинокритиков
Андрей Шемякин вручает «Белого слона» Светлане Кармалите за фильм Алексея Германа «Трудно быть богом», названный событием года. Фото Сусанны Альпериной |
Перед тем как объявить лауреата в номинации «Документальный фильм», ведущий Шнейдеров поделился очередной славной отечественной информацией: отныне деньги решено давать только на то документальное кино, у которого будет телепрокат, тогда как телевизионщики, в свою очередь, готовы предоставлять эфир лишь под готовые ленты. В документальной номинации соревновались «Труба» Виталия Манского и «Кровь» Алины Рудницкой; как ни странно, проиграл живой классик Манский.
На «Женскую роль второго плана» номинированы были Юлия Ауг («Интимные места»), Евгения Брик («Географ глобус пропил») и Алла Демидова («Вечное возвращение»). Победила Юлия Ауг, награду свою она приняла со словами: «Находиться с Аллой Демидовой в одной номинации – это фантастично!» Еще не то мог бы сказать победитель в номинации «Мужская роль второго плана» Евгений Ткачук («Зимний путь»), если бы присутствовал в зале. Он обошел не только режиссера Юрия Быкова, сыгравшего в собственной картине «Майор», но и гениального Олега Меньшикова («Легенда № 17»)!
В номинации «Лучший фильм-дебют» были представлены четыре картины: «Горько!» Жоры Крыжовникова, «Жажда» Дмитрия Тюрина, «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой, «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Я лично ставила на «Интимные места», но победил «Зимний путь». Говорят, драма эта долго пробивалась в прокат из-за поднятой в ней темы любви между двумя мужчинами, но должна скоро выйти в кинотеатрах (в конце февраля).
На лучшее исполнение главной женской роли претендовали Елена Лядова («Географ глобус пропил»), Виктория Исакова («Зеркала»), Мария Семенова («Стыд»). На лучшее исполнение главной мужской – Максим Суханов («Роль»), Константин Хабенский («Географ глобус пропил»), Алексей Шевченков («Иуда»). Победили, как и на недавнем «Золотом орле», Елена Лядова и Константин Хабенский. По СМС-сообщению об этом событии каждому из них прямо со сцены отправил режиссер Велединский.
Сразу в трех категориях («Лучший сценарий», «Лучшая работа оператора» и «Лучшая работа художника») победил фильм – этнический сборник из 23 новелл Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари». Если учесть, что во всех перечисленных категориях рядом с этнографической фантазией Федорченко присутствовал тонкий, глубокий, стильный, снятый в стилистике Серебряного века черно-белый фильм Константина Лопушанского «Роль» с потрясающим Максимом Сухановым и не получил ничего... Начинаешь думать, что с кинокритиками у нас не все ладно.
То же самое и с «Лучшей режиссерской работой» – как можно было проголосовать не за «Географ глобус пропил» Александра Велединского и назвать таковой «Вечное возвращение» Киры Муратовой?! Знаменитой, талантливой, своеобразной Муратовой – безусловно, но не в этой работе! Спасибо, «Лучшим фильмом» из трех номинантов – «Вечное возвращение», «Небесные жены луговых мари», «Географ глобус пропил» – был все-таки назван последний, а режиссер Александр Велединский помимо прочего получил на сцене коричневый разъемный глобус с алкоголем и фужерами внутри (самая остроумная деталь 16-й церемонии «слонов». А самое сильное впечатление от нее – галстук критика Виктора Матизена из рубиновых каменьев).
Как особый бонус присутствующим была обещана Вероника Долина со своей авторской песней. Действительно, бард выходила с гитарой несколько раз на протяжении вечера – пугая каждый раз выбором репертуара. Первой прозвучала песня о жареных креветках в красном соусе (наверное, стеб), вторая песня началась строкой: «Смотрю кругом – какие рожи!» (наверное, сатира), третья была про книги (поучительная)... То ли изменилась Долина, то ли изменилось время, но, мнится, они с друг другом перестали совпадать.
Последними словами, прозвучавшими со сцены из уст президента Гильдии кинокритиков Андрея Шемякина, были: «Мы – не недобитые, мы – выжившие».
Ну-ну.