Фото Reuters
Через фонд Virgin Unite я призываю руководителей компаний изменить подход к ведению бизнеса: прекратить погоню за прибылью ради прибыли и направить усилия на то, чтобы приносить пользу обществу и окружающей среде.
Многие люди заинтересовались концепцией, которую мы назвали Capitalism 24 902 (24 902 миль – длина окружности Земли. – «НГ»), но некоторые считают, что это недостижимо, поскольку единственно возможный мотив – это именно прибыль.
Но они как никогда далеки от истины. Это не уступка себе в убыток, а скорее наиболее надежный способ обеспечить процветание вашей компании в долгосрочной перспективе. Мы видим перспективы для осуществления нашей идеи в сфере водоснабжения, где меняющиеся условия стимулируют инновации.
За прошедший век население Земли увеличилось вчетверо, а потребность в питьевой воде выросла шестикратно. ООН прогнозирует, что к 2025 году две трети жителей планеты будут страдать от нехватки питьевой воды. Компании, которые могут поставлять чистую воду либо сохранять и перерабатывать воду из имеющихся источников, будут иметь огромное значение для общества.
Памятуя об этом, мы в Центре предпринимательства в ЮАР помогаем молодым бизнесменам, которые надеются решить проблему дефицита на местах. Один из них – Теко Мотлхаб – недавно открыл консалтинговую компанию Tshomo Consulting, которая специализируется на технологиях и решениях в сфере водоснабжения и водоочистки. Его компания не только обеспечивает людей питьевой водой, что препятствует распространению болезней, но и создает рабочие места.
Virgin занимается водоснабжением и в странах Карибского бассейна. Через наш фонд Virgin Green Fund мы инвестируем средства в компанию Seven Seas Water, занимающуюся опреснением воды. Она снабжает питьевой водой крупных клиентов, у которых нет средств на строительство собственных опреснительных заводов и которые не готовы сами заниматься их обслуживанием.
До недавнего времени многие сомневались, что опреснение когда-либо станет настолько недорогим и эффективным методом, чтобы его можно было уверенно использовать для обеспечения питьевой водой большого количества людей. Благодаря инновациям и технологическим усовершенствованиям вопрос так больше не стоит, поскольку затраты на опреснение неуклонно снижаются, а стоимость артезианской воды, которую приходится добывать с больших глубин и затем везти на дальние расстояния, растет вместе с ценами на топливо. На самом деле энергозатраты на опреснение за последние 20 лет уменьшились более чем вполовину.
Благодаря инвестициям в эффективное опреснение Seven Seas и другие подобные компании сейчас готовы потеснить конкурентов, пришедших на рынок раньше, но использующих неэкономичные технологии производства.
Для успешного занятия бизнесом важна удача – оказаться в нужном месте в нужное время. Но необходимо еще и уметь воспользоваться представившейся возможностью. Недавно Seven Seas разместила мобильные установки по опреснению морской воды на Виргинских островах, чтобы помочь местным властям справиться с экстренной ситуацией, вызванной неисправностями оборудования на острове Сент-Томас.
Ситуация была критической. Система водоснабжения вышла из строя. А приближающиеся День благодарения и Рождество, а также высокий туристический сезон означали растущий спрос. За 28 дней Seven Seas наладила производство 750 тыс. галлонов пресной воды в день, а через полтора месяца объем производства достиг 2 млн. галлонов в день. Сегодня Seven Seas – один из крупнейших независимых производителей пресной воды в Карибском регионе, и с каждым днем она делает это все более эффективно.
Это всего лишь два примера компаний, которые приносят и благо, и прибыль. Мы просто обязаны сохранить ограниченные ресурсы нашей планеты. И наши компании должны создавать благоприятные условия для местных сообществ и окружающей среды, чтобы рачительно использовать ресурсы в долгосрочной перспективе. Это подразумевает различные меры, от разработки альтернативных видов топлива до сокращения хозяйственного расхода воды благодаря новым способам вторичной переработки. В наше время можно сделать состояние на защите природных ресурсов и сокращении выбросов парниковых газов.
Погоня за прибылью не так уж часто служит побуждающим мотивом, зато, как выяснилось, работа над бросающими вызов проектами, которые способствуют развитию местных сообществ, привлекает самых заинтересованных и креативных людей. Потому что Capitalism 24 902 – это не просто альтернативный способ ведения бизнеса или мотивации вашей команды. Это единственно возможный путь.