Меня часто спрашивают, как удается достичь в Virgin такого высокого уровня вертикальной интеграции, притом что группа объединяет под началом одного владельца десятки компаний. Обычно я полушутя отвечаю, что мы предпочитаем называть это «вертикальной дезинтеграцией».
Не поймите меня неправильно, я не имею в виду, что наша группа разваливается на части – как раз напротив! Мы продолжаем энергично расти и осваивать новые сферы деятельности. Многие наши начинания действительно могут показаться совершенно не связанными друг с другом. Когда мы были звукозаписывающей компанией, то открыли международные авиалинии. Затем взялись за услуги сотовой связи и спортивные клубы. Но со временем их взаимосвязь, как правило, становилась очевидной. Потому что лучшее описание нашей философии развития – всегда оставаться частями единого целого.
Это как множество точек из детского ребуса, которые ребенок должен соединить, чтобы получилась картинка. И не всегда сразу понятно, что это будет. Как правило, самое сложное – соединить первые несколько точек. А потом, как и в бизнесе, когда проступают очертания всей большой картинки, закончить ее куда как проще.
Когда в 80-х годах мы запускали Virgin Atlantic, не было никакой очевидной связи между звукозаписывающей компанией Virgin Records и нашими новыми авиалиниями. На тот момент уровень обслуживания клиентов был безбожно низким. И это открывало большие возможности для компании, которая готова изменить все к лучшему. И раз уж так получилось, что мы работали в шоу-бизнесе, мы, само собой, стали развлекать пассажиров во время полета – это мы умели делать лучше всего, и именно этого недоставало авиаиндустрии.
Мы оборудовали наши самолеты высококачественными аудио- и видеосистемами, подобрали жизнерадостный персонал, которому в самом деле нравится заботиться о пассажирах, обустроили комфортный, современный салон. И затем установили в высшей степени конкурентоспособную цену. Потом точки соединились в единую картинку, и Virgin Atlantic в мгновение ока стала легендарной авиакомпанией, которая давала своим клиентам возможность путешествовать по-новому – с шиком и комфортом.
Когда мы только взялись за сотовую связь, то мало что знали об этой сфере деятельности. Но видели для себя возможность изменить установившийся на рынке порядок, прежде всего обратив внимание на потребности молодежи. В тот момент большинство крупных компаний было сосредоточено на продаже услуг взрослым с ежемесячной абонентской платой. Родители подростков и студентов колледжей обычно с неохотой позволяли им заводить мобильные телефоны, поскольку дети часто превышали месячный лимит разговоров и СМС, ввергая родителей в большие расходы.
Virgin Mobile перенесла акцент на интересы клиентов, вместо того чтобы биться с конкурентами за минуты и тарифы. Мы дали родителям возможность ограничивать телефонные расходы детей и определять уровень, максимально допустимый размер кредита. Это означало, что никто из наших клиентов не получал в конце месяца телефонные счета на сотни долларов. В случае с мобильной связью, как и с авиакомпанией, мы увидели возможность использовать наше умение обслуживать клиентов и просто соединили точки в единую картинку.
Идея диверсификации часто вселяет ужас в генеральных директоров других компаний. У них, как правило, найдется парочка историй на тему «Вот почему мы продолжаем заниматься своим делом и не суем нос в чужой огород». Обыкновенно все их рассказы сводятся к одному: даже если вы лучший в своей области, когда вы вторгаетесь в новый сектор рынка, который не имеет никакого отношения к вашему основному занятию, не следует ссылаться на свой прежний опыт и гордо заявлять: «Вот как мы делаем это!»
Когда мы дерзко беремся за новый проект в неизвестной нам сфере, мы всегда нанимаем знающих людей, которые при этом, как и мы, осознают, что этот сектор рынка нуждается во встряске. Они способны инновационным путем соединить точки воедино, так что возникает абсолютно другая, совершенно отличная от остальных картинка.
Так что нет никакого особого секрета, который позволяет нам успешно открывать компании, которые кажутся никак не связанными друг с другом. Я не утверждаю, что это легко. Однако базовые ценности бренда (превосходное обслуживание, отличные сотрудники и смелые инновации) позволяют нам работать практически в любой области. И этот опыт укрепляет группу в целом, позволяя нам налаживать новые связи между точками.
Оглядываясь назад, я всегда поражаюсь, как хорошо все точки соединены друг с другом в единое целое под названием Virgin. У нас есть преданные клиенты, которые летают с нами, тренируются в наших спортзалах, пользуются нашими телефонами и услугами широкополосного доступа, ездят на наших поездах, пьют наши вина и скоро смогут воспользоваться нашим банковским сервисом.
Всегда оставайтесь частями единого целого и окажетесь там, где и не мечтали!