0
1076
Газета Искусство книги Интернет-версия

22.11.2001 00:00:00

Документальный сюрреализм

Тэги: Пивоваров, автобиография


Виктор Пивоваров. Влюбленный агент. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. Макет и иллюстрации автора.

КАЗЕННОЕ определение "автобиография" для своей книги художник Виктор Пивоваров выбрал сам и тут же оказался вынужден объясняться по этому поводу с читателями. Но и с более привычными терминами - "мемуары" или "воспоминания" - ему было бы не меньше хлопот. Мемуары - это о прожитой жизни, автобиография - о собственной персоне, а писать-то художник собирался о своих картинах.

"Но мои вещи часто сами по себе мало что значат. Они обретают смысл в диалоге с предыдущими и последующими работами, с картинами друзей-художников, с прочитанными книгами, с идеями, носившимися в воздухе. То есть с контекстом".

Выстраивание из картинок контекста для слов, собственно, и есть ремесло книжного художника: ремесло в прямом смысле, то умение делать дело, которому выучиваются в юности и которое потом на всю жизнь остается в кончиках пальцев. Международная слава живописца, станковиста и концептуалиста, как выясняется, этого умения не отменяет. Виктор Пивоваров, в 60-70-х годах оформивший множество замечательных книг, выстраивавший контексты и для Андерсена, и для Достоевского, со своими собственными контекстами, разумеется, не мог не справиться. И изобразить "идеи, носящиеся в воздухе", разумеется, легче всего было ему самому. В воздухе его картин чего только не носится: люди, ноги и лица, слова и ботинки, идеи и карандаши. Этот удивительный воздух 70-х годов, перенасыщенный, как раствор, из которого выкристаллизовалось все, что сейчас живет и действует, на картинах Пивоварова ведет себя не как фон, но как действующее лицо. Этот воздух вмешивается в существование предметов и персонажей, переосмысляя их отношения, соединяя несочетаемое, создавая немыслимую, неповторимую сюрреалистическую среду, бывшую в те годы привычной и естественной средой обитания. Он настолько активен, что проникает и во все остальные иллюстрации в книге, он возникает и в книжных обложках, и на групповых студенческих фотографиях 1950-х годов, и на благополучных фотопортретах автора и его друзей, сделанных всего несколько лет назад. А изначально присущая фотографиям документальность начинает, в свою очередь, распространяться на рисунки и картины - и свободно гуляющие ноги, пятирукие художники и развалившиеся на стульях облака перестают вызывать оторопь. Становится совершенно очевидно, что именно так все и было на самом деле. Тридцать лет назад в Москве бывало еще и не то.

Так же написана и сама книга. Тонкости ремесла книжного художника, сложности жизни художника-нонконформиста, жены и дети, города и мастерские, глобальные закономерности и мелкая домашняя мистика - все главное и второстепенное, общественно значимые события и сугубо личные частности не выстроены по ранжиру, но и не свалены в аморфную кучу: существуя на равных правах и на равных же взаимодействуя, они создают вокруг себя ту же атмосферу, о которой в книге нет ни слова, но которая тем не менее является ее главным действующим лицом.

С издательской точки зрения эта книга, внешне вполне благопристойная, хотя и не блещущая дизайнерскими открытиями, тоже не совсем укладывается в стандарты. Это, конечно, не альбом, но и далеко не просто томик мемуаров. Даже отсутствие цвета в иллюстрациях вряд ли объясняется только банальными финансовыми проблемами. С одной стороны, цвет в картинах Пивоварова очень значим, часто символичен; эту значимость художник и сам вполне осознает и проговаривает: "Спустя пятнадцать лет я напишу синее ухо, синий забор, синюю лису. (...) Синий цвет в природе почти не встречается. Таким образом, синее всегда противоположно всему земному". С другой стороны, картины, лишенные цвета, еще плотнее становятся в один ряд с документальными черно-белыми фотографиями, окончательно убеждая читателя в реальности всего нарисованного, написанного, бывшего на самом деле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
568
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2290
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1507
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1141

Другие новости