О грядущем выборе кардиналов сложно сказать что-либо наверняка, со стопроцентной уверенностью: в прессе фигурируют даже слухи о том, что Папой могут избрать прелата старше 80 лет, например, Камилло Руини (ему 82 года), чтобы его понтификат был недолгим, но сильным, уверенным, жестким. Другими словами, нужно выбрать кризисного менеджера и взять мораторий на два-три года, чтобы определиться с будущим Церкви (или собраться с силами, если говорить о кардинальских группах влияния).
Вероятность избрания престарелого Папы невелика: только что точно такой же добровольно удалился на покой. Что касается кризисного менеджмента, то это станет важнейшей задачей нового Понтифика. Ему предстоит, во-первых, навести порядок в Римской курии и, во-вторых, помочь Церкви пережить бурю, вызванную многочисленными скандалами, начиная с "педофильского" (печальное наследие понтификата Иоанна Павла II). Это должен быть иерарх гибкий и либо обладающий влиянием в Римской курии, либо способный объединить вокруг себя альтернативную группу влияния (Конференцию католических епископов Италии или Европы, например).
Есть у другие важные опции для будущего Папы. Оставим возраст, хотя желание видеть на Святом Престоле человека не старше 70-ти (или, по крайней мере, немногим старше) было озвучено некоторыми иерархами публично. Программной для Ватикана в последние годы стала так называемая "новая евангелизация", значит, Церкви понадобится Папа а) медийный, контактный и б) обладающий пастырским опытом. Кажется сомнительным, что кардиналы выберут чистого дипломата или куриального чиновника: даже ветеран ватиканской дипломатии кардинал Джованни Лайоло заявил, что его выбор - это пастырь. Вполне вероятно, что при выборе будут учтены и экономические взгляды будущего Папы: он должен быть способен озвучить левую экономическую программу так, чтобы ему могли поверить. Это существенно, потому что значительная часть паствы Католической Церкви сегодня проживает в странах "третьего мира". Наконец, важно, чтобы будущий Понтифик не был напрямую связан ни с одним из скандалов последних лет и десятилетий.
Далее - вопрос баланса. Наиболее сбалансированными я бы назвал две фигуры: миланского архиепископа Анджело Сколу и архиепископа Вены Кристофа Шёнборна. Оба ратцингерианцы, но более контактные и гибкие. Следом (повторюсь, это моя оценка) идут кардинал Питер Тарксон (достаточно левый, контактный, с хорошим пасторским опытом, но пока, как кажется, недостаточно влиятельный), кардинал Марк Уэлле (аппаратный и пастырский опыт, но недостаток харизмы и не лучший бэкграунд в том что касается "педофильского" скандала в Северной Америке), архиепископ Генуи Анджело Баньяско (хорошая компромиссная фигура на тот случай, если придется ее искать, но фигура сугубо итальянская, вовлеченная в итальянские церковно-медийные скандалы). Такова моя "пятерка". Рядом с ней - кардинал Леонардо Сандри, потенциальный фаворит "клана Содано", дипломат, политик, но с нулевым пастырским опытом, что, на мой взгляд, исключает его из числа явных фаворитов (его избрание, скорее, станет результатом умелых политических игр).
Если же составлять условную "десятку" кандидатов, я бы добавил к перечисленным кардинала Джанфранко Равази (яркий коммуникатор, но без нужного пастырского и административного опыта и маловлиятельный), примаса Венгрии Петера Эрдё (опытный администратор европейского и межконтинентального масштаба, способный объединить вокруг себя европейских, африканских и отчасти латиноамериканских иерархов, но недостаточно медийный и слишком молодой), архиепископа Сан-Паулу Одило Педро Шерера (лидер среди латиноамериканских кандидатов) и госсекретаря Ватикана Тарчизио Бертоне, чьи шансы на избрание - примерно как у Виктора Ющенко на второй срок в свое время, но совсем списывать его и его группу поддержки со счетов было бы неправильно.
Будем наблюдать. Это интересно, а скоро загадки и разрешится...
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции «Независимой газеты»;
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать