Хроника казни Юрия Галанскова в его письмах из зоны ЖХ-385, свидетельствах и документах. – М.: Аграф, 2006, 640 с.
Известный диссидент Юрий Галансков (1939–1972), погибший в мордовских концлагерях, был незаурядным поэтом и прозаиком. Он участвовал в гражданско-поэтических акциях на площади Маяковского, в правозащитном движении, создании журнала «Феникс», что привело сначала к исключению из МГУ, затем и из Историко-архивного института (ныне РГГУ), а позже аресту и заключению. Трагическая судьба Галанскова не дает возможности сказать, каким литератором он мог бы стать, но опубликованные стихи и неоконченная повесть говорят о безусловном таланте. Творчество Галанскова сочетает в себе элементы авангарда (в поэзии) и постмодерна (в прозе) с безусловным приматом этического начала, более характерного для XIX века, чем для 60–70-х годов ХХ столетия. Подобный синтез уже сам по себе интересен и делает галансковскую поэтику оригинальной.
Приведенные в сборнике воспоминания друзей (Витольда Абанькина и редактора-составителя Геннадия Кагановского) и письма самого Галанскова семье и друзьям свидетельствуют о том, что этический норматив, выразившийся в стихах, – не поза лирического героя, а выстраданное мировоззрение. Продолжая и в лагере заниматься правозащитной деятельностью (голодовки, в итоге убившие его), участвуя в акциях протеста в защиту Алика Гинзбурга, Леонида Бородина и других узников совести, он интересовался не столько собой, сколько жизнью родных и друзей по другую сторону «запретки».
Интересны просьбы о посылке книг и журналов, а также рассуждения о прочитанном. Упоминаются Шестов и Гегель, Хлебников и Гельдерлин, «Былое» и «Вестник МГУ (история)». В этих книгах – истоки поэзии Галанскова и его мировоззрения.