Антон Деникин. Старая армия. Офицеры. - М.: Айрис-пресс, 2005, 512 с.
Деникин - в связи с недавним захоронением - сейчас чуть ли не самая популярная историческая фигура. Книги выходят одна за другой - и его, и о нем. Очерки по истории Российской императорской армии хронологически предшествуют знаменитым "Очеркам русской смуты" - описанию Гражданской войны в России - и одновременно объясняют причины поражения белых армий.
Деникин рассказывает о структуре армии, ее связях с другими частями общества, политическими процессами. Очерки восстанавливают контекст обучения молодых офицеров, формирования их характеров, профессиональных навыков.
Оценка предреволюционного молодого офицерства, его положительных черт и пороков является оценкой деятельности и самого Антона Ивановича. Деникин пишет, что большая часть офицеров, несмотря на свою личную честность и храбрость, панически боялась любых форм ответственности. Когда молодым офицером в годы Русско-японской войны Деникин получил в подчинение небольшой отряд, его бывший командир сказал: "Слава Тебе, Господи! По крайней мере теперь в ответе не буду".
Антон Иванович преодолел в себе страх ответственности, но личную инициативу проявлять так и не научился. Будущий глава независимой Финляндии маршал барон Карл Маннергейм вспоминал, как во время Первой мировой его часть оказалась рядом с дивизией Деникина. В районе нейтральной полосы располагались несколько холмов, в случае занятия которых противник получал господство над всеми участками и возможность легко прорвать фронт русских. Холмы были ближе к Деникину, но он явно не проявлял интереса к этой позиции. Маннергейм по собственной инициативе отправил на них части дивизии, но одновременно с ним это сделали и немцы. Когда Маннергейм позвонил Деникину с просьбой о помощи, генерал отказался под тем предлогом, что он, дескать, передислоцировал свои части и если ему понадобятся высоты, он отобьет их. Мысль, что отбить высоты труднее, чем удержать, не посетила Антона Ивановича. Маннергейм так прокомментировал инцидент: "Для русских было характерно с высокомерием пренебрегать фактами, которые по той или иной причине не входили в их схему".
Неспособность проявить инициативу характерна и для Деникина - главы вооруженных сил Юга России. Маннергейм, став лидером независимой Финляндии, предлагал Деникину (а также Колчаку и Врангелю) военную помощь в борьбе с большевиками в обмен на признание де юре Республики Финляндия. Карл Густав действительно обладал силами, способными взять Петроград и изменить ход Гражданской войны в России в пользу белых. Принимая на себя ответственность за ведение войны против красных, за гарантию демократического выбора будущего политического устройства страны, Антон Иванович не решился проявить инициативу и пожертвовать и так уже не принадлежащей стране территорией во имя спасения самой России. Ведь даже если бы белые и победили, им все равно не хватило бы сил завоевать Финляндию, которая к тому времени получила дипломатическое признание.
Рассказы Деникина, несмотря на некоторую схематичность образов и примитивность стиля, передают трагизм войны. "Красные" и "белые" герои очерка "Враги" чувствуют неполноту собственной правды и по крайней мере частицу истины в стане своих противников. Жаль, что сам Антон Иванович так и не научился видеть мир глазами своих литературных героев, а готовность отвечать за свои поступки не ограничил стремлением их не совершать.