0
1079
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

13.10.2005 00:00:00

Из Мордовии в Сорбонну

Тэги: синявский, писатель, юбилей


Сегодня у нас есть доброкачественный повод поднять бокал в память первостатейного русского таланта, замешенного не на мрачной подпольщине и мизантропии, но на светлой вере в Слово, которое, мы помним из Иоанна, было Бог. Эта светлая гармоничность тем более ценна, что в человеческой судьбе Синявского было и вынужденное подполье, и многолетнее пребывание в мертвом доме, а в литературной - и непонимание, и прямая травля. Но, как в волшебной сказке, все победила любовь, а многоголовый дракон оказался повержен.

Не скажешь об Андрее Синявском его же словами о Пушкине, мол, вбежал в литературу на тоненьких эротических ножках, - ему эти самые пушкинские ножки отпелись потом по полной программе. Никак не вбежал - прокрался, прополз, таясь под конспиративным псевдонимом Абрам Терц, и так партизанил, что ровно десять лет гэбуха не могла его расшифровать. Начал он свою подпольную беллетристическую карьеру тридцати лет от роду, когда еще и скандала о малахольном докторе (выражение Набокова) даже не назревало, Пастернак получит Нобеля за "Живаго" лишь через пять лет. А Терц уже писал рассказы, которые, не мог же он не понимать своим якобы еврейским умом, никак здесь напечатаны не будут, только там. Первый рассказ - "В цирке" - датирован 1955 годом. В нем, как и в следующем - "Графоманы", все фирменное от Синявского уже есть: ирония по адресу русского литературоцентризма, обилие намеков, парафразы и скрытые цитаты, гоголевско-достоевско-булгаковский гротеск и тонкий намек на толстые обстоятельства, что в стране большевиков приличному человеку тонкой умственной и душевной организации жить положительно никак невозможно. Жанр ранних вещей Синявского можно определить как фантасмагорическая публицистика в форме фикшн.

Читать его раннюю беллетристику надо в свете поздних книг. Пожалуй, лишь роман "Любимов" самостоятельно вошел в литературные анналы - кстати, именно это произведение начала 60-х КГБ и взъярило, оно и вменялось. Если угодно, это продолжение линии Чаянов-Замятин-Платонов, некая антиутопия, но не помещенная в будущее, а разворачивающаяся здесь и сейчас. В районном городке Любимов вспыхнуло восстание, а кремлевские вожди его подавляют. Заметим, что аллюзия на этот роман есть у Вени Ерофеева (эпизод с восстанием в Петушках), а Пьецух, кажется, прямо позаимствовал сюжет.

"Разоблачили" Синявского только в 1965-м, и в следующем году состоялся знаменитый процесс Синявского-Даниэля. Именно в своем последнем слове Синявский и дал свою бессмертную формулу, что, мол, у него с советской властью не идеологические, а эстетические расхождения. Позже, уже без коммунистов, выяснилось, что его эстетические предпочтения расходятся и с местным сервильным литературоведением, и вообще с ординарными взглядами на культуру. Он отсидел шесть лет из семилетнего срока, вышел и через год эмигрировал. Как это бывает с гениями, лагерные годы были для него весьма плодотворны: он написал отличную книгу "Голос из хора", а недавно его жена Мария Васильевна Розанова издала его письма из зоны, "127 писем о любви". Его знаменитая книга "Прогулки с Пушкиным" в общих чертах тоже складывалась во время заточения.

Прославило Синявского его литературоведение, ослепительно оригинальное, напитанное изумительным знанием предмета и широтой взгляда: он писал о Гоголе, о Розанове, о русском фольклоре. В 1988 году, когда автор уже давно профессорствовал в Сорбонне, главный редактор "Октября" Анатолий Ананьев сделал дерзкий по тем временам ход: он перепечатал в отрывках "Прогулки с Пушкиным", давно вышедшие в тамиздате. Какой прекрасный вой и лай раздался на родине Абрама Терца, каким скипидаром под хвост местным охранителям плеснул сорбоннский профессор. Надо полагать, он был доволен, листая в кафе в Латинском квартале тогдашнюю советскую прессу. Только не надо думать, что Синявский кого-то нарочно эпатировал: он лишь написал "своего Пушкина", повторяя по памяти строки стихов, прозы и писем в ночном лагерном бараке. По точному замечанию одного исследователя, Синявский в этой книге применил прием "литературоведческого потока сознания". Тут-то и стало ясно, что он - блестящий писатель, не беллетрист, но и не академический вед, а вольный автор, литературовед-писатель (этой касты - Мережковский, Тынянов, Шкловский, Ходасевич), предметом роскошных и остроумных наблюдений и описаний которого были не социум, а пространство литературы.

Впрочем, все было им самим предсказано. В рассказе "Квартиранты" (1959) главное действующее лицо, альтер эго автора, - некий старичок вполне бесовских свойств, сосед по коммуналке. Он-то и открывает герою правду: обитает здесь нечистая сила, русалка-надомница, леший-краснодеревщик, домоуправ Шестопалов. Герой очень начитан, его близость повествователю Абраму Терцу очевидна: она в том, что оба живут исключительно в мире литературы, в координатах литературы. Потом, у литераторов-постмодернистов, это переплетение книжного и реального станет общим сквозным приемом: будь то итальянец Умберто Эко, русский Саша Соколов или автор "Хазарского словаря" серб Павич. Как славно, что в начале этого списка, с красной строки мы можем поставить имя Андрея Донатовича Синявского, полемиста, задиры, зэка согласно русской традиции "деланья биографии" государством своим избранным подданным, остроумца, автора на все времена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
595
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1526
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1158

Другие новости