Сергей Есин. На рубеже веков. Дневник ректора. - М.: ОЛМА-Пресс, 2002, 638 с.
"Дневник позволяет часто ставить собственные точки в спорах - если хотите, брать реванш, конструировать собственные ответы и слышать собственные неудачи. Дневник позволяет также и не завираться - как мы подчас завираемся в обычной жизни и в традиционных спорах. Дневник - это диалог с жизнью и о жизни. И, как обычно бывает, дневник - некоторая надежда оставить за собой последнее слово" - так определил Сергей Есин смысл писания дневника и, видимо, этими же соображениями руководствовался при его публикации.
Обратим внимание на подзаголовок книги. Есин - прежде всего писатель, автор нашумевшего романа "Имитатор" - делает упор на своей деятельности на посту ректора Литературного института. Институт же этот - заведение специфическое. Задуманный как кузница рабоче-крестьянских писателей, он постепенно стал первой ступенькой на пути к славной жизни писателя советского, а теперь, с крушением системы, попал в неласковые объятия госбюджета. Со всеми последствиями, о которых - известно. Ректор сам ищет деньги на ремонт, на зарплату, стипендии. А давать их никто не хочет. Скучно даже. Вот и Сергей Николаевич себя спрашивает, зачем, собственно, ему это надо? Все равно благодарности ни от кого не дождешься. Ректор к тому же - лицо официальное и позволить себе, подобно писателю, низринуться в пучину страстей не может. Тон дневников спокойный и слегка ироничный: описывая разнообразные мероприятия, Есин уделяет внимание меню фуршета едва ли не больше, чем публике.
Вообще дневники Есина - чтение не самое веселое. Здоровье уже не то, жена болеет, в бухгалтерии неразбериха, профессура капризничает, студенты шалят: "Самое сильное впечатление дня - это как на заочке Перушев из моего семинара прокалывал язык какой-то студентке. Я застал его со шприцем в руках, сначала подумал - наркотики, но оказалось обезболивающее. Он вставлял ей в язык какую-то модную металляшку". Политика тоже радости не приносит. О ней - в телеобозрениях для газеты "Труд", вставленных в дневник. Тоже скучно, потому что предсказуемо. Даже о том, что он становится русским националистом, Есин говорит с грустью. Радости? Вот, съездил на дачу, посмотрел хороший спектакль, услышал вменяемый ответ студента на экзамене. Написал книгу. "Смерть Титана". О Ленине.
И вдруг - родственная душа: "Ужасно плачевный вид имеет лестница и отхожее место. Лестница не выметена, стоит на площадке масса сундуков и шкапов. Съестные припасы хранятся около отхожего места". Дата - 27 сентября 1900 года. Автор - В.А. Теляковский, директор Императорских театров. Что и говорить - вечные темы. Лет через сто попадутся, может быть, дневники Есина другому ректору-директору, и поразится он тому обстоятельству, что сам вот только что, точно так же обошел вверенное ему учреждение и собственноручно подкрутил все вентили.
Но главное не в этом. Сергей Есин, соединяя в себе писателя и хозяйственника, являет собой редкий для нашей страны тип. Писатели у нас все больше на баррикадах. Столько энергии - впустую. Того же Лимонова не в тюрьму надо сажать, а поручить ему, скажем, детский дом или, наоборот, дом престарелых. На тот же срок. Думаете, не справился бы?
Именно по этой причине дневники имеют такой подзаголовок. Яйцами кидаться мы все горазды, а кто будет стены перекрашивать? Пушкин?