Михаил Коршунов, Виктория Терехова. Тайны и легенды Дома на набережной. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2002, 400 с.
Дом правительства - жилой дом Советов ЦИК-СНК СССР - построен на болоте. На сваях. Их 3520 штук. Сваи, длиной до 15 метров, углублены до скалы. Спроектировал дом архитектор Борис Михайлович Иофан. Дом был построен и заселен в 1931 году. Тогда в нем проживали 2745 человек. "В стенах одного и того же подъезда, даже одной и той же квартиры происходили события, казалось бы, категорически исключающие друг друга. К примеру, в квартире # 221 сначала жил Тухачевский, здесь встречался с Федором Раскольниковым, когда Раскольников приезжал из-за границы в отпуск. После ареста Тухачевского хозяином квартиры стал Меркулов (первый заместитель Берии, впоследствии нарком НКГБ)".
В Доме правительства прошло детство авторов и героев книги. Самым известным из их компании стал Юрий Трифонов, писатель, а мог бы стать - Лева Федотов, тот самый парень, который в своем дневнике предугадал ход Великой Отечественной войны. Предугадал и сам погиб на ней.
Ясно, что только одно перечисление знаменитых имен ответственных квартиросъемщиков этого дома может образовать список, не уступающий гомеровскому списку кораблей. Всех их собрали под одной крышей, наверно, потому, что так было удобней. Имя каждого - тайна и легенда, как, впрочем, имя любого человека, но на первых держится история учебников, а вторые - так. Связь между именем и домом - мемориальная доска. Чем их больше, тем скорее дом превращается в символ.
Некоторое время они находились по соседству - Дом на набережной и храм Христа Спасителя. Об этом тоже есть в книге - о том, как время все расставляет по своим местам, убирает и возвращает обратно. То тихо, глубокой ночью, то с оглушительным грохотом, средь бела дня, но всегда - с кровью.
Подземный ход истории - центральная тема повествования. Это не метафора - в детстве герои книги действительно искали такой - от Дома правительства под Москвой-рекой к Кремлю, - некоторые даже нашли. А другие продолжают искать. Заберешься туда - сырость, мрак, плесень, черепа человечьи. Но упорно лезешь вперед в надежде. "И давнее, отдаленное от нас веками, прошлое тоже постепенно открывает свои секреты, чтобы зазвучать одной мелодией с прекрасным и страшным временем нашего детства и нашим теперешним".