Фото Reuters
Четвертый этап Чемпионата мира в классе «Формула-1» в Бахрейне закрыл условно первую часть гонок на удаленных от Европы и штабов команд трассах. За четыре гонки собрано огромное количество информации, на основании которой команды будут вносить изменения в свои автомобили, а, может быть, и в тактику, и в стратегию. Один из главных выводов, который можно сделать: доминирование Red Bull Racing не очевидно, даже несмотря на их явные успехи. Ко всему прочему, начало сезона принесло несколько крупных окологоночных новостей. Некоторые из них переросли в скандальчики и затухли, а некоторые, вероятно, будут иметь последствия в будущем.
Приехав в Бахрейн, Берни Эккслстоун с ходу назвал решение правительства страны провести этап Гран-При F1 «глупым», сделал реверанс воинствующей оппозиции, а после гонки сказал, что будет рад подписать с Бахрейном договор на пять гонок. За уик-энд все проблемы вдруг испарились, и правительство стало «проделавшим фантастическую работу». И Берни сказал, что просто «счастлив подписать контракт еще на пять лет». Какую лампу потерли шейхи - неизвестно, но то что Эккклстоун счастлив и дальше проводить гонку в Бахрейне – отлично. Главное, чтобы там больше не случилось так, как в прошлом: отмена соревнований, угрозы командам, шумные выступления оппозиции против проведения гонок, «взрывчики» рядом с автобусами и тд.
Также счастливы шинники Pirelli, но по-прежнему несчастны пилоты Red Bull Racing, которые продолжают настаивать на том, что шины им не подходят. Тем не менее, на неподходящих шинах Феттель уже выехал на первую строчку в личном зачете, а команда впереди в Кубке Конструкторов. В Pirelli счастливы оттого что гонки, благодаря их продукции, становятся более непредсказуемыми. Тем не менее, несчастье команд подвигло шинников перед европейскими гонками проанализировать ситуацию с экстремальным износом покрышек. Из четырех первых этапов самым резиново-несчастным для всех участников процесса был прошлый Гран-При Китая, когда квалификационные слики «soft» едва выдерживали один круг, а потом просто разрушались. По словам главы RBR Кристиана Хорненра, ему кажется, что четыре плановых пит-стопа «несколько экстремальны». Однако вряд ли в Pirelli захотят осчастливить Red Bull внесением кардинальных изменений в конструкцию покрышек.
Вообще, судя по новостям, в команде Хорненра в той или иной степени счастливы все, кроме, пожалуй, Марка Уэббера, которого пресса продолжает доставать с вопросами типа «Марк, ну что же ты будешь теперь делать?»
«Несчастны» также и в Ferrari. По итогам четырех гонок в команде заявили, что не удовлетворены итогами и рассчитывали на большее. Главное слово, которое, как заклинанье, повторяют пилоты – не повезло. И правда: если не переднее анти-крыло оторвут, так заднее само сломается, а тут еще резина работает не пойми как и проколы колес замучили. С другой стороны, если полоса невезения закончится, то у команды есть все шансы сделать жизнь Себа Феттеля менее победной.
Но больше всего несчастны в команде McLaren Mercedes, а самый несчастный человек, скорее всего, Серхио (Чеко) Перес. Заголовок статьи Эндрю Бэнсона (BBC Sport) имеет весьма забавный перевод на русский язык: «… Серхио Перес поджигает фитиль» (…Sergio Perez lights the fuse). Возникает ассоциация с фамилией одного известного Чемпиона мира. Но речь в статье идет о том, что Перес «зажег фитиль» в команде, когда стал настойчиво атаковать Дженсона Баттона по ходу гонки в Бахрейне. На Чеко три гонки подряд со страниц газет и он-лайн изданий сыпалась критика в блеклости, «беззубости» и отсутствии скорости. Помимо объективных проблем с машиной, молодой пилот, конечно, испытывал прессинг, находясь постоянно в центре внимания. И вот в Бахрейне он дал жару. Особенно были, наверное, счастливы рекламодатели и партнеры McLaren вкупе с болельщиками: пара Перес-Баттон была постоянно в фокусе теле-трансляции. Кажется, победителя даже меньше показывали, чем воюющих друг с другом пилотов McLaren. Гонка вышла на славу. Счастливы зрители, спонсоры. Уитмарш Мартин тоже счастлив был сказать, что они, мол, не то, что некоторые, дающие распоряжение пилотам прекратить борьбу между собой. Чеко, вероятно, тоже счастлив, что не вынес своего партнера с трассы. А вот Дженсон был не сильно счастлив, был сдержан, но, говорят, добр. Лишь заметил молодому напарнику, что надо быть чуть аккуратнее. Можно предположить, что ситуация, похожая на ситуацию в Red Bull Racing, когда два пилота – «заклятые друзья», не грозит. Все же McLaren - команда с другой философией и очень значительной гоночной историей. И там, наверное, помнят, как было тяжело разруливать конфликты, в которых принимали непосредственное участие Х-П. Монтойа и Ф. Алонсо в свое время. Команда пока еще может отыграть свое отставание от лидеров. Уитмарш так и сказал, что Чемпионат только начался и машина может еще показать, на что она способна после ряда доработок. Но после четырех гонок ясно одно: болид, который построил McLaren, без доделок не может позволить пилотам бороться за подиум, не говоря уже про титул чемпиона.
В заводской конюшне Mercedes нельзя сказать, чтобы царила атмосфера абсолютного счастья или, наоборот, несчастья. Негатив от результатов командной стратегии в Малайзии внешне вроде поутих. В Китае Льюис Хэмилтон поднялся на третью ступень пьедестала весьма заслуженно, в Бахрейне все козыри были на руках его напарника Нико Росберга. Казалось, вот и Нико тоже будет счастлив подняться на подиум. Но машина отказалась ехать по слишком горячему асфальту и оба «Мерседеса» начали проваливаться по скорости. Но где-то в последней четверти гонки болиды снова поехали быстрее, и результат получился не столь уж удручающим. По своей спортивной форме болид Mercedes похож чем-то на Ferrari: вроде бы едет, и часто – отлично едет, но что-то постоянно мешает показать наивысший результат.
Казалось бы, Lotus должна быть первой командой по уровню счастья. Но всем известен подход Кими Райкконена: если не первое место, то все остальное не имеет значения. Но для команды в целом дубль второе-третье место значение имеет огромное. В зачете Кубка конструкторов Lotus совсем немного отстает от лидера – Red Bull Racing, а личный счет Кими всего на 10 очков меньше, чем у Себастьяна Феттеля, который возглавляет список достижений пилотов. По итогам четырех гонок можно сказать, что именно Lotus пока может составить серьезную конкуренцию лидерам, хотя бы исходя из итогов турнирной таблицы. Болид подопечные Эрика Булье построили весьма удачный, что также показали прошедшие гонки.
Команду Force India пока еще консервативные обозреватели не перевели в «высшую» лигу, даже несмотря на то, что она сейчас по очкам опережает McLaren. Болид демонстрирует отличную скорость на прямых, но вот продвинуться наверх ближе к лидерам пилотам Полу ди Ресте и Адриану Сутилу пока не удается. Две другие команды «средней» лиги и вовсе не блещут показателями: и Williams, и Sauber по итогам первых точно не могут сказать, что они счастливы от своих результатов. Учитывая ограниченность ресурсов их главным соперником по «лиге» пока является Toro Roso и… McLaren Mercedes, который пока серьезно застрял в средней зоне.
Остаются еще две команды, у которых вообще, похоже, свой чемпионат. Это Marussia и Caterham. Они соревнуются исключительно между собой, потому что машины пока не позволяют им сделать рывок вверх по зачетной таблице. Хотя в их положении, с учетом изменений, которые грядут в 2014 году, стратегия наката и приобретение опыта пилотами более важна сейчас, чем высокие показатели с «надрывом» всех сил и ресурсов.
Европейские гонки стартуют 12 мая в Барселоне, и тогда уже начнет постепенно вырисовываться картина реальных претендентов на победу в Чемпионате. И совершенно точно, что их будет больше, чем в прошлом году. На данный момент реальные шансы на корону есть сразу у четырех команд, а McLaren, если разберется с машиной, будет пятым.