Выставка «Врата и чаши», открывшаяся в Москве в Новодевичьем монастыре 19 октября, не просто знакомит посетителей с церковной утварью и храмовым убранством. Она также рассказывает и о том символическом значении, которое церковное сознание вкладывает в священные предметы литургического обихода.
Царские врата символизируют границу между профанным и сакральным мирами. За ними расположена та часть алтаря, где находится престол (или жертвенник) – Святая Святых храма. Изначально они должны напоминать о вратах небесного града Иерусалима. Однако Священное Писание и Предание дают двоякое понимание символа врат. Это могут быть как райские врата, обещающие вечное блаженство, так и врата преисподней, которые разрушил Воскресший Христос-Спаситель.
Если царские врата напоминают верующим о Царстве Небесном, то чаша – это то, что всю жизнь сопровождает человека на земле. В специальных чашах освящают и хранят елей и миро, необходимые для таинства Крещения и помазания больных. Из чаши причастия христианин получает Тело и Кровь Христа для жизни вечной. Она незримо объединяет всех христиан. Все чаши причастия имеют общий прототип – чашу Тайной вечери, которую благословил Спаситель мира.
Икона «Благоразумный разбойник» привлекает внимание посетителей. | Младенцев крестят в купели, которая своей формой напоминает чашу. |
Представители Православной Церкви возле иконы «Моление о чаше» (конец XVII в.). | Царские врата первой половины XVII века. В верхней части икона «Благовещение», на створках – святители Иоанн Златоуст и Василий Великий. |
Церковный хор выступает на торжественном открытии выставки. | Смоленский собор Новодевичьего монастыря. |