Почему иностранных президентов водят в Эрмитаж? Ответ ясен (на первый взгляд). Потому, что президент - "питерский". Но дело не только в этом. За последнее десятилетие Русский музей и Эрмитаж пережили бурный рост. Русский прирос несколькими дворцами - площадь его экспозиций выросла необычайно. Эрмитаж вскоре, кажется, займет все здания вокруг Дворцовой площади.
Сегодня крупные выставки сначала везут в Петербург, а потом перевозят в Москву. В Русском музее в декабре открыли грандиозную выставку абстрактного искусства. Через несколько месяцев ее усеченный вариант смогут увидеть москвичи. В Эрмитаже прошла отличная выставка Луизы Буржуа - знаменитости мирового масштаба. Москвичи ее не увидят. Так же, как и выставку Йорга Иммендорфа - одного из самых известных немецких художников второй половины века. Сегодня настоящая "культурная столица" России - Петербург. А Москва - так, выставочная провинция.
Пушкинский музей годами не может достроить новые помещения, которые музею нужны как воздух. А в это время ровно напротив него растет не по дням, а по часам музей Глазунова. Третьяковская галерея (наконец-то!) через два года с трудом стала менять раскритикованную новую экспозицию искусства ХХ века. Но нет до сих пор музея Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, великих русских художников ХХ века (хотя у Третьяковки есть и коллекция, и здание). Зато роскошно отстроен в городе Музей Шилова. Музей декоративно-прикладного искусства медленно, но верно выживают со своего насиженного десятилетиями места. Но есть место для нового музея современного искусства под водительством Зураба Церетели. Причина - в городской культурной политике. В Петербурге никто не спорит о том, "федеральный" музей или "муниципальный" - город поддерживает своих великих без ведомственных различий. В Москве быть "общероссийским" - значит гибнуть от безденежья или волокиты. Быть "московским" - значит гибнуть от безвкусицы и того самого "волюнтаризма", за который когда-то не похвалили Никиту Сергеевича Хрущева. Это не значит, что все в Питере - отлично. Но это значит, что в городе задан правильный вектор развития, и Питер сможет достойно встретить 300-летний юбилей - как художественная столица. И москвич, который хочет познакомиться с современным искусством, неизбежно сегодня ездит за ним в город на Неве.
Петербург-Москва