Дом фотографии вышел из детства. В честь пятилетия музей основательно закупился российской фотографией, скромно принял в дар работы иностранных друзей, договорился с московским правительством о начале стройки (новое здание возведут в Нескучном саду) и устроил профильную научную конференцию. А на Остоженке открылась выставка новых поступлений.
Нет на выставке хитов, мгновенно запоминающихся карточек. Есть вроде бы и Леонид Шокин с фотопублицистикой двадцатых годов, и коллажи Родченко-Степановой, новый Моисей Наппельбаум и советская партократия Самария Гурария. Но все это скорее вызовет интерес у профессионалов - общий средний уровень работ дает возможность отследить историю развития отечественного фотопроцесса, а это всегда легче делать на "нормальных" работах. Мораль прилежного коллекционера - то, что не являет собой ценности художественной, обязательно представляет ценность историческую. А с задачей поражать общественное мнение размахом, звоном имен и авангардностью работ успешно справляются биеннале и фестиваль "Мода и стиль".
Стратегически грамотную работу с целевыми группами можно считать одним из коньков МДФ, но прокол все-таки случился. Научная конференция в Музее Пушкина (литературном), шедшая при открытых дверях три дня подряд в режиме нон-стоп, могла бы составить счастье любого начинающего фотолюбителя, узнай он о ней. Но получилось так, что кураторы фотоотделов лучших музеев мира говорили перед такими же, как они, знатоками - о раннем модернизме, о свойствах дагерротипов, о роли светописи в биографиях европейских писателей и художников конца XIX - начала XX века. Что само по себе замечательно, но все же странно, что никто не дал себе труда сочинить лекцию, хоть как-то касающуюся современности: народу прибежало бы не двадцать человек, а поболе. Наверное, животрепещущие разговоры решено было отложить до открытия Международной фотошколы, запланированного на начало будущего года.
Пресса тем временем старательно заучивала (и заучила-таки) подробный мелкошрифтовый перечень планов и достижений главного российского фотохозяйства. Самой общественно значимой выставкой МДФ в этом году можно считать акцию в ГУМе: весной главный магазин страны был затянут принтами знаменитых фэшн-фотографов с пола до потолка - положительный пример агрессивного пиара. Оценить достоинства первой в России библиотеки по фотографии, включающей в себя, как говорят, тысячи изданий, пока нельзя, но ждать осталось недолго - библиотека откроется вместе с Международной фотошколой уже в начале следующего года в Красносельском переулке.