Премию "Идущий с книгой" за достижения в области электронных книг на прошедшей XIV Московской международной книжной ярмарке так и не вручили. "Идущий с книгой" перечислялась в списке номинаций в официальной программе торжественного вечера, посвященного открытию XIV ММКЯ, который, как известно, состоялся 5 сентября в Большом театре: всего на церемонии предполагалось вручить 14 "книжных Оскаров", из них две статуэтки должны были достаться авторам электронных проектов - издательству "Росмэн-Аудио" за серию "Жемчужины детской литературы" (номинация "лучшая звуковая книга") и Алексею Дэлль-Василевскому, автору и разработчику мультимедийного романа "ГОН" (номинация "лучшая мультимедийная книга"). Но в самый последний момент Гендирекция ММКЯ отказалась от вручения премий в двух электронных номинациях, при том, что победители уже были приглашены на церемонию. На празднике книги в Большом театре электронщики оказались лишними - "оскаров" им не перепало. Одну из оставшихся не при деле статуэток организаторы шоу, следуя известной формуле, решили перекинуть в номинацию "Мир детства", сделав ее двойной и доведя общее число "книжных оскаров" до чертовой дюжины. Судьба последней статуэтки неизвестна: поговаривают, что то ли умыкнули ее, то ли никакой 14-й статуэтки и не было┘ Поди разбери.
Cамым громким событием последней Франкфуртской книжной ярмарки было учреждение электронных книжных номинаций, при этом стоимость главной из них была равна 100 тысячам американских долларов. Пока на Майне прощаются с Гуттенбергом и трубят о восхождении новой книжной галактики, старинную бумагу в Москве продолжают чтить выше электрона. Отказ от вручения "электронных оскаров" - решение показательное: как видно, не доросла еще читающая Россия до книжного хай-тека. Такова, во всяком случае, официальная позиция устроителей ММКЯ, озвученная ими на пресс-конференции по итогам ярмарки: премия "Идущий с книгой" пока не отражает реальной ситуации на российском книжном рынке, а ее формат требует дополнительного обсуждения и лучшей проработки. Иными словами: электронный сегмент книжного рынка в России чрезвычайно мал, реальной погоды не делает, внутренней конкуренции в нем нет и выдумывать под него специальную премию, да еще из нескольких номинаций, рановато.
Премию "Идущий с книгой", собственно говоря, придумал директор частной российской компании "Электронная книга" Валентин Власов. О формате премии и условиях конкурса мы подробно писали в материале "Троянский eBook" в номере от 19 июля. Видно, сглазили мы "Идущего..", хотя "троянскую" составляющую рассмотрели и не в самой премии, а в российском компьютерном пиратстве┘
Тогда, еще до сентябрьского конфуза в Большом театре, настроение у всех было оптимистичное: электронная революция в книгоиздании докатилась-таки и до России, при этом инициатором "электронной премии" стало не государство, а частная структура, предложившая вполне корректные формулировки номинаций, не повторяющие франкфуртские, но отражающие реальное положение дел с электронным книгоизданием в России. Важно, что схему организации электронной книжной премии Валентин Власов взял именно франкфуртскую: по аналогии с франкфуртским International eBook Award Foundation был учрежден специальный фонд Russian eBook Award Foundation, при этом конкурс проектов, спонсируемый фондом, являлся открытым. В соучредители фонда Власов взял государство: Министерство печати и гендирекцию ММКЯ, - здесь-то и начинается родная российская специфика┘ По замыслу франкфуртских организаторов электронная премия должна финансироваться сообществом реальных участников электронного книжного рынка, спонсирующих соответствующий фонд, - государству здесь делать нечего (главным спонсором франкфуртского "электронного Оскара" оказалась, например, фирма "Microsoft", что вызвало тогда немалые нарекания в адрес франкфуртских функционеров со стороны других игроков). В нашем же случае государственные соучредители премии за лучшую электронную книгу решили ее вообще не присуждать, а статуэтку работы Владимира Трулова, специально созданную под "электронный Оскар", клонировали в количестве 14 штук и раздали бумажным победителям┘
Обида Валентина Власова понятна. Но и позиция государства тоже обоснованна: в шести объявленных электронных номинациях участников конкурса было так мало, что победителей можно было определить лишь в двух. Это ставит под сомнение весь электронный конкурс. Но истинной причиной неудачи "Идущего┘", как нам кажется, было несоответствие двух идеологий: премия "Идущий с книгой" задумывалась как частная инициатива, отражающая реальную ситуацию на российском рынке электронных книг (франкфуртский вариант), награда же за "Лучшую книгу года", вручаемая в Большом театре - это инициатива российского государства, выступающего в роли покровителя книжного бизнеса. Так что невручение "электронного Оскара" на ММКЯ - это скорее не следствие некоего объективного состояние книжного рынка, но следствие различных интересов и по-разному понятых задач. Не исключено, что частная инициатива Валентина Власова станет еще более "частной", если его поддержат частные спонсоры престижных литературных премий типа "Букера". Государство же, в соответствии с новыми прогрессивными веяниями, присовокупит наконец к бумажным номинациям еще и электронную. И все останутся довольны. Но "франкфуртского варианта" у нас уже не будет точно. Все-таки ММКЯ - дело государственное┘