Фото REUTERS
Новый виток эскалации конфликта в Украине обусловлен увеличением масштабных ударов Вооруженных сил Украины (ВСУ) по территории РФ и в немалой степени – по важным энергетическим и нефтеперерабатывающим объектам. Россия на это отвечает ударами по пусковым установкам американских ракет ATACMS, аэродромам, местам сосредоточения украинских наемников и тепловым электростанциям. При этом Вооруженные силы РФ сохраняют активность на фронте и готовятся к отражению возможного масштабного наступления ВСУ на харьковском и других направлениях.
По сообщению Минобороны РФ, в ночь на 23 июня российские ПВО перехватили и уничтожили 33 беспилотных летательных аппарата (БПЛА) самолетного типа над регионами страны.
Почти три десятка были сбиты над Брянской областью, что говорит, возможно, об опасениях руководства ВСУ, что Москва начнет наступление на Сумском направлении.
Атаки американских ракет ATACMS наблюдались также днем 23 июня над Крымом, в частности над Севастополем. В полдень при атаке на город были сбиты четыре такие американские дальнобойные ракеты с кассетными боевыми частями. «Еще одна ракета ATACMS в результате воздействия средств ПВО на конечном участке отклонилась от траектории полета с подрывом боевой части в воздухе над территорией города», – добавили в ведомстве. В результате атаки погибли пять человек, число раненых – более 125.
На днях, в ночь на 21 июня, ВСУ уже атаковали полуостров, и российские подразделения ПВО над Крымом уничтожили тогда сразу 70 дронов. Также были перехвачены цели над Черным морем и Краснодарским краем. В ту ночь в общей сложности средствами ПВО РФ были уничтожены 120 БПЛА врага. Но 23 июня по Крыму били ракеты ATACMS, которые, по данным западных СМИ, США якобы запретили использовать при ударах по российским целям на дальность более 100 км.
«Таким образом, удары ATACMS по территории РФ опровергают такие тезисы Запада. А Москва может рассматривать их как циничный совместный проект США и Украины, который является элементом информационной пропаганды. На самом деле ATACMS при поддержке Вашингтона и Киева бьют по РФ на дальности большие, чем 100 км», – считает военный эксперт, полковник в отставке Николай Шульгин.
«Противник имеет возможность при поддержке стран Запада ресурсами и IT-деталями массово клепать недорогие БПЛА в гаражах, на малых предприятиях и фабриках практически на всей территории Украины. Помешать этому сложно. Но можно, если обесточить промышленные объекты врага. Это будет сделано без нанесения вреда социальной среде и экологии. Но ВСУ уже в большом количестве получают от США и других стран НАТО дальнобойные ракеты, нацеленные на важные стратегические объекты. Они ими бьют по самым важным целям. И самыми опасными такими целями я считаю российские АЭС. Удары по ним могут вызвать последствия, которые могут повлиять на экологию всей Европы», – рассказал «НГ» Николай Шульгин, который долгое время проходил службу в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН).
Он обратил внимание на сообщения об атаках четырех украинских беспилотников на подстанцию «Луч» Энергодара 19 июня и ударе по подстанции «Радуга» Запорожской АЭС 21 июня. При этом 22 июня СМИ и соцсети сообщали о попытках противника в течение дня атаковать ракетами HIMARS АЭС в городе Курчатове в Курской области. «Нацеленность на АЭС может привести к трагедиям, которые будут гораздо опаснее той, что случилась на Чернобыльской АЭС. Тогда в 1986 году к ликвидации этого ЧП был привлечен весь Советский Союз. Сейчас же если в результате ударов ВСУ по российским АЭС случится что-то подобное, то это будет трагедия мирового масштаба. Наблюдается тенденция: Киев хочет окончательно интернационализировать конфликт и нанести урон не только Украине, но и странам Европы, которые являются сейчас его союзниками», – считает Шульгин.
В экспертном сообществе считают, что Киев на фоне таких действий способен аккумулировать боевые ресурсы. В СМИ и соцсетях сообщают, что якобы Запад начал активно и интенсивно поставлять в Украину вооружения, боеприпасы, специалистов и наемников, для того чтобы ВСУ начали в ближайшие месяцы наступление на харьковском, запорожском участках фронта, а также в Донбассе. Эти действия должны продемонстрировать способность ВСУ вести наступательные действия и должны пройти до выборов в США.
Запад в русле этих планов, похоже, также готовится пополнить свой боевой потенциал и на его основе оказывать помощь Киеву. Немецкая компания Rheinmetall объявила о получении крупнейшего в своей истории заказа на снаряды калибра 155 мм на сумму 8,5 млрд евро. Это по самым грубым прикидкам 2,5 млн снарядов. «Ими, если их передадут ВСУ, при нынешней интенсивности конфликта можно воевать минимум целый год», – считает военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев.
СМИ сообщают, что ФРГ также планирует заказать у германо-французской группы KNDS 105 танков новейшей модели Leopard 2 A8 на сумму 2,93 млрд евро. Этими танками, если они будут действовать в зоне СВО, по мнению генерала, можно укомплектовать целую механизированную бригаду. А норвежская компания Kongsberg Gruppen на прошлой неделе открыла новый ракетный завод в Конгсберге в 90 км к северу от Осло. Там будут производить противокорабельную ракету NSM, аналог ракет JSM к американскому истребителю 5-го поколения F35. «Эти ракеты можно адаптировать на самолеты F-16, которые передаются ВСУ. И они смогут продолжать бороться с морскими целями Черноморского флота. Это тревожный фактор», – указывает Неткачев.
Таким образом, милитаризация экономики некоторых стран Европы в целях борьбы с РФ и настрой на долгосрочную поддержку Киева может говорить о том, что Запад не намерен заканчивать конфликт с РФ и он будет продолжаться долго. «Ситуативно Киев и НАТО пытаются уже сейчас нарастить удары по России. И это делается в том числе для того, чтобы создать факторы, способствующие поддержке ВСУ на харьковском направлении в преддверии саммита НАТО. Эти действия направлены и на чуть отдаленную перспективу: это подготовка наступления в период до президентских выборов в США, так как не ясны перспективы поддержки ВСУ после них. Но ахиллесова пята Украины – население, которое не желает продолжения мобилизации», – считает Неткачев.