Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Россия продолжает боевые действия в Сирии. Как сообщил начальник Главного оперативного управления Генштаба РФ генерал-лейтенант Сергей Рудской, «в среднем ежедневно российскими самолетами совершается 20–25 боевых вылетов». В основном авиация России бомбит моджахедов в горно-пустынной местности в районе Пальмиры, откуда открывается прямая дорога на город Ракку, негласную столицу «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в РФ террористическая организация).
Вполне вероятно, что военные шаги Дамаска по освобождению основной территории Сирии от боевиков ИГ могут завершиться совсем скоро, если этому не помешают некоторые факторы.
Уже в ближайшее время в связи с началом в регионе сезона дождей и пыльных бурь основные удары по моджахедам будут наносить не самолеты, а боевые вертолеты. Их легче поразить из стрелкового и зенитного оружия. Но вертолеты, если соблюдаются правила противовоздушной обороны, являются эффективным средством поддержки наступающей пехоты. СМИ уже сообщили, что на днях в Сирию переброшены ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник». Это хорошая «прибавка» к вертолетной эскадрилье (12 ударных вертолетов Ми-24, Ми-35 и Ми-8), которая уже действует в Сирии с начала операции. Прибывшие новейшие вертолеты могут эффективно действовать как днем, так и ночью. И здесь, конечно, важны не только их тактико-технические характеристики, но и летное мастерство экипажей, которые их эксплуатируют. Видимо, не случайно в миротворческие миссии ООН именно российскую вертолетную авиагруппу приглашают чаще всего. Сейчас в Сирии вертолеты предназначены для уничтожения танков, бронетранспортеров, боевых машин пехоты и другой бронированной техники, а также живой силы противника днем и ночью. Они будут действовать на небольших высотах, что повысит эффективность действий сухопутной группировки.
«Вертолеты Воздушно-космических сил России могут стать для моджахедов настоящим кошмаром. В Чечне именно применение вертолетов ночью внесло важный вклад в разгром бандитского подполья», – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. Однако, по его мнению, «здесь есть одно «но», связанное с возможностью появления у боевиков ИГ эффективных средств ПВО». Неткачев уверен, что все же сохраняется надежда на то, что «наши средства ВКС надежно защищены от возможных зенитных атак. Тем более их применение планируется в условиях ограниченной видимости».
Между тем понятно, что основной успех наступления на позиции ИГ зависит от действий сирийской наземной группировки. В ее составе, похоже, произошли важные изменения. Как сообщает Дамаск, в наступлении на Пальмиру участвует сирийский спецназ «Тигры» совместно с бойцами морской пехоты Сирии, а также отрядами ливанской «Хезболлы», иракской военизированной милицией «Лива Имам Али» и бригадой «Соколы пустыни».
Этот шиитский «интернационал», видимо, может сыграть решающую роль в разгроме отрядов ИГ. Президент Сирии Башар Асад на встрече с главой Стратегического совета по внешним связям Ирана Камалем Харази заявил, что «политическая и военная поддержка дружественных стран, в частности, Ирана и России, активно способствовала укреплению стойкости сирийцев в войне, которую они ведут против терроризма для восстановления безопасности и стабильности страны».