Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в любой момент может отдать приказ о начале масштабных боевых действий. Фото с официального сайта президента Турции
Мирный план по Сирии, принятый под эгидой ООН США и Россией на прошлой неделе в Мюнхене, похоже, буксует, еще не начавшись. Все минувшие выходные сирийскую территорию в провинциях Латакия и Алеппо бомбардировала турецкая артиллерия. На эти обстрелы в местах, где это было возможно, эпизодически отвечала артиллерия Сирии. Означают ли данные огневые дуэли начало настоящей войны между Турцией и Сирией, пока сказать трудно. Но такой сценарий в минувшую пятницу в интервью агентству France-Presse президент Сирии Башар Асад не исключил, подчеркнув, что Сирия «определенно окажет сопротивление» подобному вторжению. Вчера, как сообщили сирийские СМИ, колонна военных автомобилей и сотня бойцов, в том числе турецкие военные, вошли в Сирию со стороны Турции.
В беседе с журналистами Башар Асад также отметил, что намерен восстановить контроль над всей территорией страны. То есть вести боевые действия до полного уничтожения моджахедов в Сирии. В ответ глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр заявил, что, если политическое урегулирование в Сирии провалится, президент Асад будет свергнут силой. Эр-Рияд в минувшую субботу уже получил одобрение Анкары на переброску своих боевых самолетов на турецкую авиабазу Инджирлик, расположенную вблизи турецко-сирийской границы. Если учитывать готовность Турции начать совместно с саудовцами объявленную ранее сухопутную операцию в Сирии, рассчитывать на реальное прекращение не приходится. Тем более, как сообщает Би-би-си, оппозиционные вооруженные сирийские группировки, не связанные с джихадистами, отказались от перемирия до того времени, пока нынешний сирийский лидер находится у власти.
Активны и курдские ополченцы, одержавшие в последние дни важные военные победы на севере провинции Алеппо. В районе сирийского города Аазаз они овладели населенными пунктами, в том числе аэродромом Миннех, из которых Турция обеспечивала логистическую поддержку боевиков в Сирии. Эти объекты находятся всего в нескольких километрах от границы. Поэтому, видимо, со стороны Турции и начались обстрелы позиций курдов из самоходных артиллерийских установок, дальность стрельбы которых составляет около 20 км.
Реальность наступления Анкары и ее союзников на сирийскую территорию с тем, чтобы организовать вблизи своей границы буферную зону из беженцев и не дать соединиться курдским анклавам, весьма вероятна. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, оправдывая артобстрелы сирийской территории, объявил в минувшую субботу, что его страна готова усмирять боевиков партии «Демократический союз», в которую объединены сирийские курды. «В случае необходимости мы можем предпринять в Сирии те же действия, которые мы предприняли в Кандиле в Ираке», – сказал он, имея в виду прошлогодние бомбардировки позиций Курдской рабочей партии в горах Кандиль на севере Ирака. Ранее было высказано намерение Анкары вместе с коалицией во главе с США участвовать в сухопутной операции в Сирии. Но вопрос о том, хватит ли на это у Турции сил (см. «НГ» от 12.02.16), остается по-прежнему актуальным.
Волнения в турецких провинциях, населенных курдами, которые оттягивают значительные силы турецкой армии, видимо, не дают возможности президенту Турции Реджепу Тайипу Эродгану полностью сосредоточиться на сирийской проблеме. Фират Анли, мэр города Диярбакыр (столицы турецкого Курдистана), рассказал в интервью РИА Новости о продолжающихся столкновениях турецких войск и сил жандармерии с курдскими активистами. При этом в турецких соцсетях обсуждаются детали начавшейся в стране мобилизации, что реально подтверждает милитаристские планы Анкары. Официально мобилизация в Турции не объявлена, так как по законодательству для этого требуется введение военного положения по всей стране. Между тем, как отмечает Фират Анли, на востоке Турции, в турецком Курдистане, уже два месяца действует объявленная властями антитеррористическая операция.
Значит, увеличение армии и сил жандармерии за счет резервистов вполне возможно. По официальным данным, для отмобилизования в военное время в Турции может быть использован обученный резерв численностью до 90 тыс. человек, в том числе 38 тыс. военнослужащих – это резерв первой очереди. При этом численность личного состава вооруженных сил Турции будет составлять более полумиллиона солдат и офицеров. Это по силе вторая после США армия в блоке НАТО. Сейчас она также усилена боевыми самолетами США и других стран альянса, а также Саудовской Аравии.
Известно, что на границе с Сирией у Турции сосредоточены части и соединения Второй полевой армии (2-й ПА) со штабом в провинции Малатья (восток страны). Численность этого объединения с приданными структурами сейчас составляет не менее 60 тыс. военнослужащих. На вооружении имеются современные танки, артиллерийские самоходные установки и другое наступательное вооружение. В настоящий момент многие дееспособные подразделения 2-й ПА рассредоточены для усиления пограничных застав по всей линии сирийско-турецкой границы (более чем 900 км).
По данных военно-дипломатических источников, в оперативном подчинении командующего Второй армией находятся шесть отдельных артиллерийских полков (не менее 300 орудий калибром более 120 мм) и четыре полка армейской авиации (не менее 150 военно-транспортных и ударных вертолетов). Плюс штабу 2-й ПА приданы две бригады «коммандос» из состава сил специальных операций и бригада «гуманитарной помощи», призванная обеспечить в так называемой буферной зоне прием беженцев на сирийской территории. Как ранее уже сообщала «НГ» (см. номер от 10.02.16), именно буферные зоны, которые при поддержке Турции и других стран коалиции во главе США будут создаваться в Сирии, должны стать главными плацдармами для осуществления возможной сухопутной операции в этой стране.
«Точно и детально сказать, как сильно наращена турецкая группировка вблизи границ Сирии, обладая только открытыми данными, трудно. Но то, что ее усиление имеет место, доказывает тот факт, что Турция недавно запретила России произвести наблюдательный полет над своей территорией», – отмечает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. Он указывает на тот факт, что 2-я ПА сосредоточена на довольно большой территории, и в зону ее ответственности помимо Сирии входит также граница с Ираком и Ираном. «Турецкая армия может представлять серьезную угрозу армии Асада, которая значительно потрепана постоянными боями с джихадистами», – делает неутешительный вывод эксперт.
Видимо, предвидя такой сценарий, Россия совместно со своими союзниками предпринимает ответные шаги, чтобы помочь сирийской армии бороться с новыми возможными врагами. Помимо авиации наращивается морская группировка ВМФ России в Средиземное море – с 10 до 20 кораблей и судов. Сейчас она еще больше увеличится за счет кораблей, оборудованных новейшим высокоточным ракетным оружием большой дальности «Калибр-НК». Как рассказал на днях начальник отдела информационного обеспечения Черноморского флота Вячеслав Трухачев, к берегам Сирии из Севастополя отправился малый ракетный корабль «Зеленый Дол» с этим универсальным ракетным комплексом, предназначенным для поражения целей на расстоянии от 100 до 1500 км, то есть на глубину боевых действий армии Асада. Видимо, по договоренности с Дамаском и Москвой для перекрытия границы на юге Сирии с территории Ирака начинает действовать бригада шиитских ополченцев «Катаиб Хезболла». Как пишут арабские СМИ, ее главная цель – не допустить прорыва правительственных войск Саудовской Аравии в Сирию.