Фото Reuters
В то время как сирийская армия перешла в наступление на севере и юге страны, США в очередной раз обратились к России с призывом немедленно прекратить огонь. Официальный представитель Госдепартамента Марк Тонер заявил, что требования незамедлительно сесть за стол мирных переговоров и обеспечить гуманитарный доступ в блокированные районы содержатся в резолюции Совбеза ООН. Замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов в ответ заявил вчера, что Москва готова обсуждать прекращение огня. Но немедленно прекратить боевые действия в Сирии РФ не может по объективным причинам.
В военной операции в Сирии, в которой участвует боевая авиация России, действует своя логика.
Ее вчера попытался объяснить официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков. Он заявил, что Минобороны не намерено менять стратегию военной операции в Сирии, несмотря на многочисленные «советы» и «рекомендации» западных коллег. «Специально для этих советников напомним, что цель нашей операции в Сирии – уничтожение терроризма, прямой и явной угрозы безопасности нашей страны и мира», – сказал генерал. При этом, по его словам, все политические вопросы должны решаться только самими сирийцами при международном посредничестве, «и не в окопах, а за столом переговоров». Пока же мирные переговоры по Сирии зашли в тупик. А немедленное прекращение Москвой и Дамаском военных действий на деле будет означать капитуляцию Башара Асада.
Москва, как известно, не намерена отказываться от борьбы с террористами. А Дамаску приостановление боевых действий в настоящий момент не выгодно с военной точки зрения. Россия начала поддерживать с воздуха войска Асада несколько месяцев назад, но ощутимые плоды это приносит только сейчас – сирийская армия в ряде провинций перешла в стратегическое наступление, целью которого является полное перекрытие каналов снабжения боевиков со стороны Турции и Иордании. На севере Сирии, где крупнейший на Ближнем Востоке город Алеппо полностью окружен правительственными войсками, это уже произошло. Главной целью Дамаска здесь является полное изгнание моджахедов с приграничных территорий и соединение курдских анклавов в единый пояс вдоль сирийско-турецкой границы. Для усиления роли курдского фактора Россия разрешила открыть в Москве представительство Западного Курдистана. По мнению Guardian, этот факт «может обострить отношения с Анкарой».
Видимо, испытывая ностальгическое настроение (когда-то Алеппо входил в состав Османской империи), премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил на днях, что его страна намерена защитить этот сирийский город. При таком воинственном настрое Анкары перемирие в Сирии вряд ли будет возможно. Слова Ахмета Давутоглу о том, что «мы (то есть Турция. – «НГ») защитим героический Алеппо», говорят о явной готовности Анкары изменить ситуацию военным путем. И, возможно, турки намерены не только активнее помогать моджахедам, но и начать вторжение на север Сирии, о чем уже давно ведут речь некоторые турецкие политики.
Главный вопрос: насколько сильна Турция, чтобы вести войну? Активность курдов на территории самой Турции и привлечение для их усмирения войск вряд ли позволит Анкаре начать решительное и масштабное наступление на территорию Сирии.
Но, видимо, предвидя худший сценарий, Москва активизировала действия войск в Южном военном округе. Отрабатываются мероприятия по скрытой переброске войск из Центральной России. В море вышли практически все боевые корабли Черноморского флота и Каспийской флотилии. А на российской военной базе в Армении войска подтянулись к границе с Турцией. На военном языке это называется «демонстрация силы».
Как сообщил вчера генерал Игорь Конашенков, самолеты российской авиагруппы с 4 по 11 февраля совершили в Сирии 510 боевых вылетов и уничтожили почти 1,9 тыс. объектов террористов. По его словам, в результате таких ударов «террористы несут значительные потери».
Кроме того, при поддержке авиации Россия в Сирии приступила к очередной гуманитарной акции. Военно-транспортная авиация Сирии доставила очередную партию совместной российско-сирийской гуманитарной помощи жителям осажденного боевиками города Дейр-эз-Зор. Такие акции осуществляются регулярно. Но на Западе их, как правило, не замечают.
Коалиция во главе с США играет в Сирии по своим правилам. О гуманитарных акциях в Вашингтоне вспоминают только тогда, когда это выгодно. К примеру, требуя от РФ немедленно прекратить боевые действия и обвиняя Москву в бомбежке мирных объектов, в том числе и в Алеппо, США сами продолжают «утюжить» этот город. Как сообщил вчера Конашенков, 10 февраля с территории Турции кратчайшим курсом прямо на Алеппо в сирийское небо вошли два штурмовика ВВС США А-10, которые «разбомбили в городе девять объектов».
Хотя российские самолеты по целям в Алеппо тогда не работали, официальный представитель Пентагона Стивен Уоррен заявил накануне, что российские самолеты якобы разбомбили в этом городе два госпиталя. Минобороны РФ данный факт отрицает. Генерал Конашенков подчеркнул, что западные СМИ выдают кадры разрушенного еще до операции Воздушно-космических сил Алеппо за последствия российских бомбардировок.