Президент Реджеп Тайип Эрдоган угрожает Москве уже не первый раз. Фото Zuma/ТАСС
В отношениях Москвы и Анкары очередной виток напряженности. Вчера в турецких ВВС объявлен «оранжевый» уровень тревоги, что означает состояние «полной готовности ко всему», при котором летчики принимают решение об открытии огня без согласования с командованием. Это связывают с тем, что в минувшую субботу, как сообщило Министерство иностранных дел Турции, российский истребитель-бомбардировщик Су-34 якобы нарушил воздушное пространство этой страны. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил Москве «последствиями» в случае повторения подобных инцидентов.
Какие это будут последствия, турецкий лидер не уточнил. Хотя из его слов ясно, что Анкара вновь готова сбивать российские самолеты. Для Москвы это самая плохая в этом году новость. При таком настрое Эрдогана нельзя исключать и худших сценариев. То есть участие РФ в военном конфликте в Сирии может перерасти в прямые боестолкновения с Турцией. А значит, и с другими странами НАТО.
В Москве уверены, что заявления МИД Турции и Эрдогана о нарушении границы российским самолетом – провокация. В Минобороны РФ говорят о «голословной пропаганде», хотя позицию Турции поддержал Пентагон. «Мы в курсе сообщений и можем подтвердить, что вчера еще один российский военный самолет нарушил воздушное пространство Турции и НАТО», – сказал РИА Новости представитель Министерства обороны США Марк Райт. А генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призвал Россию «действовать ответственно и в полной мере уважать воздушное пространство» альянса. Правда, никаких доказательств того, что Су-34 действовал с нарушениями и угрожал Турции, пока официально не представлено.
Некоторые российские политики поспешили сделать вывод о том, что «мнимый» конфликт, связанный с Су-34, турецкое руководство намерено использовать как предлог для того, чтобы «встретились российский и турецкий лидеры». Однако, видимо, это верно только отчасти. Анализ ситуации в Сирии говорит о том, что прямые угрозы Турции в адрес России и поддержка такой ее позиции со стороны США и НАТО связаны с успехами армии президента Башара Асада и курдского ополчения в борьбе с моджахедами. Возросшая активность сирийской армии не дает странам коалиции во главе с Вашингтоном начать свой «освободительный поход» в Восточную Сирию. А концентрация и успехи курдского ополчения на севере вдоль границы Турции создают угрозу того, что Анкара скоро лишится возможности подпитки отрядов боевиков, воюющих в Сирии, поскольку уже скоро при таком раскладе, возможно, произойдет соединение курдских анклавов с их негласными столицами в Африне и Хасеке.
Пока же этому мешает наличие на северной сирийской границе крупных «вражеских» укрепрайонов. Их удерживают боевики «Исламского государства» (ИГ – террористическая организация, запрещенная в РФ), другие террористические группировки, а также регулярные правительственные силы Турции. Об этом сообщил в минувшую пятницу временный поверенный в делах Сирийской Арабской Республики при ООН Мунзер Мунзер в письме на имя генсека организации Пан Ги Муна. Сирийский дипломат обращает внимание на то, что Турция не позволяет курдам перейти на западный берег Евфрата. Мунзер написал также о том, что в декабре 2015 года механизированные подразделения турецкой армии проникли на территорию Сирии, «проследовав в направлении деревни Дайр-Гусн (округ Джавадия), деревни Бустан (область Маликия), районов округа Абу-Расин (область Рас-эль-Айн) и территории к северу от деревень Амана и Шейх-Мансур (округ Дирбасия)».
О долговременных целях турецких войск на территории Сирии свидетельствуют данные Мунзера о том, что они там возводят фортификационные сооружения. «В частности, – сообщил представитель Дамаска, – в районе города Харим на севере провинции Идлиб турецкие военные «вырыли траншеи шириной 4 м и глубиной 8 м». А в городе Рас-эль-Айн и его окрестностях (провинция Аль-Хасеке) «возвели стены высотой до 6 м».
Однако вряд ли такие сообщения испугают руководство Сирии и курдских ополченцев. По словам представителя командования отрядов народной самообороны, командиры курдских отрядов разработали планы соединения территорий вокруг контролируемых курдами городов Хасака и Кобани с анклавом в городе Африн на северо-западе Сирии. Между курдскими анклавами расстояние около 100 км. В этой зоне орудуют на небольшом клочке боевики группировки «Джабхат ан-Нусры» (организация, запрещенная в РФ), которых Турция негласно поддерживает, а также ИГ, с которыми ан-нусровцы воюют. С помощью туркоманов и лояльных джихадистов через коридор на границе с Турцией и далее через город Азаз и идет снабжение моджахедов. Постепенно курды окружают Азаз, а значит, лишают Турцию возможности влиять на ситуацию.
Судя по данным Минобороны РФ, российские самолеты стараются по возможности не бомбить объекты вблизи границы с Турцией. Однако по территориям, где «окопались» правительственные турецкие войска, удары, видимо, все-таки наносятся. И именно это больше всего злит Анкару и ее союзников по НАТО. По данным западных СМИ, в минувшую пятницу самолеты Воздушно-космических сил России бомбили позиции боевиков близ турецкой границы в районе города Харим (он от границы буквально в 300 м) в провинции Идлиб.