Реджеп Эрдоган грозит начать полномасштабные военные действия в Сирии. Фото Reuters
Заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о готовности начать боевые операции против сирийских курдов, объявивших от имени партии «Демократический союз» о своей автономии в городе Телль-Абъярд (на севере Сирии близ турецкой границы), говорит о том, что на Ближнем Востоке может появиться еще один прямой участник вооруженного конфликта.
Турция поддержала организованную США коалицию, наносящую авиаудары по позициям запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» (ИГ). И Анкара болезненно относится к сепаратистским устремлениям сирийских курдов, которых поддерживают американцы. Данное обстоятельство отражается и на российских интересах в Сирии, поскольку поддерживаемая РФ армия президента Башара Асада осуществляет в настоящий момент взаимодействие с отрядами курдского сопротивления, воюющими против ИГ.
Если посмотреть на военную карту Сирии, которую приводят СМИ, ссылаясь на данные Минобороны РФ, то курдские отряды удерживают значительные территории на северо-западе и севере республики. Они регулярно пытаются наступать на юг страны и препятствуют проникновению в глубину Сирии из Турции оппозиционных суннитских отрядов, которые готовятся там с помощью США и других стран НАТО якобы для борьбы с ИГ, а на самом деле в большей мере используются в борьбе против войск Асада.
Курдское ополчение насчитывает около двух десятков тысяч «штыков». Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Москва не снабжает курдские отряды в Сирии вооружениями. В основном курдам оружие поставляют американцы, и Пентагон от таких поставок не отказывается.
Стремления американцев понятны. Их стратегическая цель – расчленить Сирию и Ирак и создать на территориях этих стран новые этнические государства или автономные образования, которые Вашингтон будет контролировать. На севере Ирака это уже практически осуществилось. И Курдистан в Ираке при военной поддержке США и других стран НАТО существует практически автономно, воюя против ИГ, что вызывает законное недовольство официальных властей в Багдаде. Этим недовольны и власти Турции, которые считают, что Сирия и Ирак как государства не должны быть разделены.
Курдские отряды будут идти до конца в борьбе с «Исламским государством». Фото Reuters |
В определенные спекуляции по этой теме пытались втянуть недавно Россию, когда в СМИ был запущен слух о том, что якобы в Москве с курдской делегацией обсуждается вопрос об открытии официального офиса Сирийского Курдистана в России. Источник «НГ» в российском МИДе такую информацию опроверг. А посол РФ в Анкаре Андрей Карлов, который был вызван за разъяснениями в МИД Турции, сообщил коллегам, что «никогда международные контакты России не были направлены против интересов какой-либо другой страны и не будут ни в коей мере представлять угрозу интересам Турции». Заметим, что по этому поводу вызывали в МИД Турции и американского посла. И здесь США, видимо, не стали уклоняться от вопроса, почему они поддерживают курдов. Курдский вопрос – это, может быть, главное противоречие между позициями Анкары и Вашингтона на Ближнем Востоке. И этот факт вчера Эрдоган озвучил очень понятно и резко.
«Мы полны решимости (сражаться. – «НГ») со всеми, кто угрожает нам вдоль сирийской границы, внутри или за ее пределами», – отметил президент Турции. Западные союзники теперь вооружают курдов, посетовал Эрдоган: «Они (Запад. – «НГ») даже не признают курдский «Демократический союз» террористической организацией. Что это за нонсенс? Запад продолжает придерживаться принципа: «Мой террорист – хороший, твой – плохой».
Заметим, что власти Турции уже не раз наносили авиаудары по позициям сирийских и иракских курдов, опасаясь их объединения и создания собственного государства. Негласная война с курдами уже идет, и, как известно, на этой неделе турецкая авиация уже дважды бомбила позиции курдского ополчения. Но это пока единичные удары. И вот сейчас Эрдоган, видимо, готовится начать полномасштабные боевые действия против своих врагов. Данные планы он объясняет не только сепаратистскими целями главных союзников США, но и активной борьбой курдского ополчения против войск на территории самой Турции. Не секрет, что обстановка в Турции обострилась после теракта 20 июля, организованного ИГ на границе с Сирией, и серии убийств полицейских на юго-востоке страны, ответственность за которые взяла на себя запрещенная в Турции Рабочая партия Курдистана (PKK). За последние три месяца жертвами курдских боевиков стали более 150 полицейских, военных и гражданских лиц. По словам Эрдогана, 1400 бойцов PKK сражаются вместе с курдскими отрядами народной самообороны в Сирии.
США и Европа, как и Турция, относят PKK к террористическим организациям, но сирийские и иракские курдские группировки Вашингтон и Брюссель считают ценными союзниками в борьбе с «Исламским государством».
«Слова Эрдогана о начале военных действий против сирийских курдов можно рассматривать как предвыборный шаг. Ведь 1 ноября в Турции пройдут досрочные парламентские выборы», – рассуждает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. В то же время он не исключает, что такие действия Анкара для защиты своего суверенитета может предпринять реально. «Вступление Турции в активную вооруженную борьбу с курдами на территории Сирии и Ирака, конечно же, может полностью поменять там ситуацию, что не способствует реализации интересов России на Ближнем Востоке, – уверен Неткачев. – Фактически Турция оккупирует Сирию, будет воевать с союзниками США в борьбе против ИГ, а также против сил, которые взаимодействуют с сирийскими правительственными войсками. Ослабление курдов будет способствовать проникновению на территории, которые они контролировали, радикальных исламистских группировок, что приведет к еще большему хаосу, отрицательные последствия чего очевидны».
Эксперт уверен, что России при участии других заинтересованных стран необходимо поднять этот вопрос на проходящих в эти дни переговорах в Вене о будущем Сирии. Здесь у России есть союзники из Европы. К примеру, Германия. Юрий Неткачев обращает внимание на тот факт, что, посещая Анкару неделю назад, канцлер Германии Ангела Меркель заявила: «Решение вопроса об урегулировании курдской проблемы в Турции должно стать первоочередным после досрочных парламентских выборов».