В Донецке по-прежнему опасаются масштабных боевых действий. Фото Reuters
Перемирие между ополчением и украинскими войсками в Донбассе нарушается ежедневно с обеих сторон. Есть реальная угроза эскалации конфликта. Такой вывод сделала специальная мониторинговая миссия ОБСЕ. Подобные оценки разделяют представители «нормандской четверки», эксперты, политики, а также военные из стран НАТО и РФ.
Озабоченность возможностью усиления конфронтации в Украине высказал в минувшую среду глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. И уже традиционно Киев и руководство НАТО обвиняют Россию в военной помощи ДНР и ЛНР. А Главком Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав почти в ультимативной форме потребовал, чтобы «Россия перестала разжигать конфликт». Его поддержал спикер МИД Украины Евгений Перебийнис, который заявил, что «в течение последней недели осуществлено свыше 360 обстрелов позиций Вооруженных сил Украины (ВСУ) на донецком, луганском, мариупольском, других направлениях, в том числе с применением минометов и артиллерии калибром свыше 100 мм».
МИД Украины уверен, что Россия помогает ополченцам инструкторами, организует с подразделениями защитников ДНР и ЛНР военные учения, боевые стрельбы и т.п. Руководство непризнанных республик также обеспокоено военной активностью Киева.
Особую озабоченность у властей непризнанных республик вызывает тот факт, что силы нынешнего руководства Украины направлены «на мобилизацию и подготовку резервистов, доукомплектование соединений и частей личным составом и вооружениями, формирование новых подразделений, совершенствование занимаемых позиций вдоль линии соприкосновения, а также подвоз запасов материальных средств и боеприпасов и т.п.». Киев также рассчитывает на военную помощь стран НАТО и США. В том числе сообщается, что эта помощь идет на уровне работы военных инструкторов США и Канады, обеспечения управления, логистики, связи, разведки и т.п.
Аналитик Института Рона Пола Дэниэл Макадамс считает, что военные специалисты из США, прибывшие в Украину, – это начало прямого военного вмешательства Соединенных Штатов в украинский конфликт. Макадамс уверен, что «вести войну против отколовшихся регионов противоречит духу Минского соглашения, которое предполагает «вывод всех иностранных вооруженных формирований и военной техники».
О том, что Киев не отказался от военных планов, свидетельствуют итоги первого этапа мобилизации в ВСУ и Нацгвардию. Он должен завершиться 20 апреля. Одновременно с 1 апреля в Украине стартовала призывная кампания. Для Киева это будет самая массовая призывная кампания после заявления экс-президента Виктора Януковича в 2012 году о постепенном переходе ВСУ на профессиональную основу. Согласно указу президента Украины Петра Порошенко, в апреле-мае в силовые структуры страны должна быть призвана 21 тыс. человек в возрасте 20–27 лет. Пресс-секретарь Генштаба ВСУ Владислав Селезнев заявил, что в этом году численность армии будет доведена до 250 тыс. военнослужащих. Из этого количества основной костяк будет сосредоточен в зоне конфликта в Донбассе. Между тем силы ополчения ДНР и ЛНР по количеству не превышают 30 тыс. добровольцев.
Бывший министр обороны ДНР полковник запаса ФСБ Игорь Стрелков считает, что Порошенко и его окружение при поддержке руководства США и некоторых других стран НАТО по-прежнему пытаются решить проблему сепаратизма в Донбассе военным путем. Он указывает на то, что «в качестве образца предстоящих действий в украинской блогосфере открыто обсуждается операция армии Хорватии по уничтожению Сербской Краины, чей разгром был настолько стремителен, что Югославская народная армия не успела вмешаться». Военные операции «Молния» и «Буря» против Сербской Краины хорватские войска успешно провели в 1995 году при поддержке стран НАТО и с молчаливого согласия руководства РФ. Стрелков боится, что подобная ситуация может повториться в ДНР и ЛНР.
Эксперты киевского Института стратегических исследований «Новая Украина» также считают, что такой сценарий вполне реален. Возможность его существования они оценивают в 30%. По их мнению, «власти Украины могут принять решение вести войну до победного конца в случае серьезной военной и финансовой поддержки со стороны США и ЕС, в частности предоставления Киеву летального оружия». Разговор об этом, как известно, идет в Вашингтоне давно. И там уже готовится законопроект, предусматривающий выделение 1 млрд долл. на военные нужды Киеву, в том числе и на летальное оружие.