Коллаж НГ-Online (фото Reuters)
Впервые вышел в море десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) «Севастополь» – второй корабль типа «Мистраль» из числа построенных по заказу России на верфях компании STX France в Сен-Назере. В понедельник в 15.00 по московскому времени «Севастополь» в сопровождении нескольких буксиров отправился в Бискайский залив для проведения заводских ходовых испытаний. На его борту находится команда, состоящая исключительно из специалистов верфи. Назад в Сен-Назер ДВКД вернется в пятницу вечером.
Корабль проходит испытания под французским флагом. Представителей российского заказчика на нем нет. Поэтому блок автоматической идентификационной системы AIS на «Севастополе» пока отключен, хотя он и был налажен на обозначение принадлежности к российскому ВМФ.
Между тем уже появились осторожные комментарии, что французская сторона второй «Мистраль» все же готовит к передаче России. Основанием для таких надежд служит как бы тот факт, что «Севастополь» построен в конфигурации, отличной от первого корабля, названного «Владивосток». Если первый из «Мистралей» является по своим спецификациям полноценным десантным вертолетоносным кораблем-доком, то поставка второго планировалась несколько измененной – в танко-десантном варианте.
Но может ли некоторое отличие оперативных задач, что предполагается ставить перед «Севастополем», от задач «Владивостока» быть действительным основанием для иной перспективы второго из двух заказанных кораблей?
Напомним, «Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS подписали контракт на строительство двух ДВКД в июне 2011 года. Кормовые части обоих кораблей были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Стыковка с головными частями и окончательная достройка выполнялись на верфи компании STX France в Сен-Назере. Когда прошел ходовые испытания первый «Мистраль», на нем в течение нескольких месяцев обучались два российских экипажа управлению кораблями. На ноябрь 2014 года была назначена передача «Владивостока» Военно-морскому флоту России. Но… передача так и не состоялась до сего дня. Ряд стран НАТО, и в первую очередь США, Великобритания, Германия и Польша, стали жестко требовать от Франции отмены поставок «Мистралей» России.
На Париж было оказано беспрецедентное давление. Союзники по альянсу настаивали, что передача первого ДВКД может состояться лишь в строгой увязке с изменением ситуации на юго-востоке Украины, с отказом России от поддержки ополчения ДНР и ЛНР. И хотя объявленные в связи с этим санкции против России предусматривают, что ранее заключенные контракты в сфере военно-технического сотрудничества должны быть выполнены, президент Франции Франсуа Олланд все же поддался давлению. Он несколько раз объявлял об отсутствии условий, которые могли бы позволить его стране выполнить контрактные обязательства перед Россией.
И вот в середине февраля французский министр обороны Жан-Ив Ле Дриан, выступая в прямом эфире радиостанции Эр-эм-си, объявил, что вопрос о поставке России «Мистралей» уже вообще не стоит на повестке дня. Причем в то же самое время, когда шла передача, из Индии поступила новость о том, что Нью-Дели окончательно передумал покупать у французов 126 истребителей Rafale. Индийские военные, внимательно наблюдавшие за перипетиями «Мистралей», полностью утратили доверие к Франции как к партнеру.
Но даже такое репутационное фиаско Парижа не изменило его позиции. На прошлой неделе премьер-министр Франции Манюэль Вальс в интервью польской Gazeta Wyborcza заявил, что решение об отказе поставок России ДВКД Франция «приняла суверенно, не подвергаясь давлению, несмотря на серьезные финансовые последствия».
И ведь такие последствия уже наступили. По данным французского издания Telegramme, компания DCNS/STX вынуждена платить за охрану, содержание в порту Сен-Назера и техническое обслуживание одного вертолетоносца «Владивосток» 2,5 млн евро в месяц. «Севастополь» пока пребывает в процессе производства на верфи и, стало быть, не вынуждает еще делать дополнительные расходы. Но если по готовности поставку второго корабля тоже отменят, то внеплановые затраты возрастут вдвое. И что дальше делать с оказавшимися никому не нужными и на Западе кораблями, похоже, никто во Франции не знает.
Правда, американцы постарались компенсировать бессмысленные затраты подвергшимся их давлению партнерам. Как сообщило РИА Новости, верфь STX получила крупный заказ из США. Французам предложили построить большой лайнер, поскольку основная специализация этой верфи – именно круизные суда. Так вот стоимость заказа из США превышает контракт на «Мистрали». Поэтому срыв договора с Россией под диктовку, надо полагать, становится для французов не так уж критичен. Можно и «Севастополь» надолго задержать у стенки подобно «Владивостоку».
Удобна эта ситуация и для нашей страны. Вчера гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин заявил журналистам, что Франция в любом случае вернет России деньги за «Мистрали»: «Деньги, потраченные РФ на закупку этих кораблей, будут возвращены полностью, не сомневайтесь, даже с лихвой. Но эта «с лихвой» может быть и не очень большой». Речь идет о возможности получить еще некую сумму неустойки, размер которой будет определяться в Международном арбитражном суде. Как водится, довольно длительный период времени… Поэтому вроде бы еще ведутся переговоры с французской стороной. Но Исайкин заверил, что Россия примет окончательное решение по вертолетоносцам до конца апреля. Скорее всего затребует неустойку. Нам сейчас удобнее расчет деньгами.