Президент взял на себя «военно-промышленные» полномочия Дмитрия Рогозина. Фото РИА Новости
К декабрю этого года в России должна быть подготовлена новая Военная доктрина. Об этом заявил вчера президент Владимир Путин. Ее положения лягут в основу перспективной Государственной программы вооружений (ГПВ) до 2025 года. Эта программа определит новые ориентиры в создании перспективных видов вооружений, которые будут основываться на прогнозе военных угроз в ближайшие 30 лет. Президент также возглавил Военно-промышленную комиссию (ВПК).
«Нужно четко просчитать потенциальные угрозы военной безопасности России, – подчеркнул Владимир Путин. – На каждую из них должен быть достаточный, адекватный ответ. Мы много раз говорили и предупреждали, что вынуждены будем, именно вынуждены будем, принимать ответные адекватные меры с целью обеспечения нашей безопасности».
Напомним, что на днях один из авторов ныне действующей Военной доктрины, бывший начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский, говоря о новой доктрине, заявил и о внутренней угрозе стране: «Попытки взорвать государство... путем непрямых действий были и остаются весьма опасными».
Между тем, похоже, процесс оснащения армии новыми видами боевой техники и оружия затягивается. Отдельные проекты рассчитанной до 2020 года ГПВ-2020 продлят до 2025 года, кроме того, придется увеличить объемы финансирования.
Совещания, посвященные перспективам модернизации армии и флота, ранее, как правило, проходили под эгидой правительства.
Но в последнее время проблемой озаботился глава государства. Вчера стали фактом слухи о возможном переподчинении Путину Военно-промышленной комиссии, которую ранее возглавлял вице-премьер Дмитрий Рогозин. Президент теперь лично возглавляет комиссию. Именно в обязанности ВПК входит разработка основных параметров новой Госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2025 года. В обновлении ГПВ каждые пять лет нет ничего необычного. Так было определено постановлением правительства еще в 2007 году. Вчерашнее совещание, посвященное ГПВ-2025, было, естественно, плановым. И внимание президента к этой программе объяснимо. В России набирает обороты экономический кризис, который обостряется в связи с санкциями, введенными Западом и руководством Украины. Производство вооружений и военной техники (ВВТ) в России сильно завязано на кооперацию с украинскими оборонными предприятиями.
Как считает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков, от разрыва сотрудничества Украины с РФ в сфере ВПК пострадают 79 украинских и 859 российских оборонных предприятий. «Доля Украины в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК) небольшая – около 3,5%. Но почти наполовину Украина обеспечивала Россию газотурбинными силовыми установками и редукторами для военных кораблей. Почти на 90% она обеспечивала потребность в двигателях для военных вертолетов. Многие украинские двигатели установлены на наших самолетах. К примеру, ими оснащены и новые учебно-боевые самолеты Як-130, а также самолеты семейства Антонова, в том числе модернизируемые сейчас самые большие военно-транспортные самолеты Ан-124 («Руслан»). Теперь же, когда президент Украины своим указом запретил военно-техническое сотрудничество с Россией, многие программы ГПВ-2020 зависли», – считает эксперт. По его мнению, это, конечно, внесет свои коррективы в выполнение ГПВ.
На реализацию программы импортозамещения, по оценкам Дмитрия Рогозина, потребуется как минимум три года. По оценкам экспертов – пять-семь лет. Нельзя исключать, что многие проекты по производству и поставкам вооружений будут исполнены уже после 2020 года, то есть перекочуют в новую ГПВ-2025. При этом нужны и новые вложения в ГПВ. К примеру, Федеральное космическое агентство (Роскосмос) подсчитало, что России понадобятся 33 млрд руб., чтобы компенсировать негативные последствия от разрыва кооперации с украинским ОПК. Сколько нужно потратить для налаживания собственного производства двигателей для кораблей, вертолетов и самолетов взамен украинских, официально не сообщается. Но уже внесены коррективы в военный бюджет на ближайшую трехлетку в сторону его увеличения. В 2015–2016 годах расходы на оборону будут составлять более 4% от валового внутреннего продукта (ВВП). Заметим, что большинство стран НАТО тратят на свою оборону менее 2% от ВВП. Как видно из Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в ближайшие два-три года будут значительно урезаны планировавшиеся ранее расходы на национальную экономику (на 40–50%). И только военные программы не будут подвержены секвестру.
Эти расходы, похоже, будут включены уже в новую ГПВ-2025. По информации Дмитрия Рогозина, проект ГПВ-2025 включает 12 программ вооружения, одна из которых – по обеспечению вооружением, военной и специальной техникой силовых ведомств. Особенностью госпрограммы он называет раздел, связанный с фундаментальными, поисковыми, прикладными и технологическими работами по созданию перспективных вооружений и военной техники. Вице-премьер уверен, что объем финансирования новой госпрограммы будет сопоставим с финансированием госпрограммы на 2011–2020 годы.
Главный редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов считает, что темпы роста военных расходов в России опережают рост ВВП страны. Но рост объема военного бюджета не гарантирует полного выполнения ГПВ, поскольку многие предприятия ОПК технологически отсталые. При этом по-прежнему наблюдается рост цен на военную продукцию, что также отрицательно влияет на параметры ОПК.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин уверен, что для полного перевооружения армии денег все равно не хватает и ГПВ-2025 должна финансироваться в больших размерах. Впрочем, как заявил Путин, «мы будем исходить исключительно из реалий, из наших возможностей и не будем завышать наши военные расходы».