В отчетах воюющих сторон значится гораздо больше уничтоженной техники, чем подбито в действительности. Фото Reuters
Реальная война в Донецкой и Луганской областях сопровождается эффектной, а порой и эффективной информационной бойней. В этой виртуальной войне пока нет четкой линии фронта. Но помимо ополченцев и украинских войск в нее уже втянута Россия. Этот факт признал глава МИД РФ Сергей Лавров, в очередной раз опровергая участие российских войск в конфликте на юго-востоке Украины.
Вчера Служба безопасности Украины (СБУ) сообщила о задержании вблизи населенного пункта Зеркальный Амвросиевского района Донецкой области 10 военнослужащих 331-го полка 98-й Свирской дивизии Воздушно-десантных войск Вооруженных сил РФ. Утверждалось, что они задержаны с личными документами и оружием.
Источник в Минобороны России подтвердил данный факт, сообщив, что российские военные случайно пересекли границу при патрулировании «на необорудованном, немаркированном участке». Данный инцидент, проиллюстрированный выложенными в Интернете видеороликами, конечно же, ударяет по имиджу России.
Тема участия российских военнослужащих в боевых действиях в Новороссии крайне выгодна противникам России. Москва подобные обвинения в свой адрес отрицает. Увы, но поводов для опровержений становится все больше. На днях журналисты российского издания «Псковская губерния» опубликовали фотографии могил местных десантников, предположительно погибших на юго-востоке Украины. Называются конкретные фамилии и сообщается, что их хоронили с военными почестями военнослужащие 104-го десантно-штурмового полка 76-й Псковской дивизии. Вчера до момента подписания номера в печать не было никаких официальных подтверждений или опровержений по поводу того, действительно ли погибшие являлись военнослужащими ВДВ.
Но данная информация активно обсуждается в украинской (и не только) сети Интернет. В российском и украинском обществе определенные силы пытаются сформировать мнение, что Россия оказывает военную помощь ополченцам. И это тоже играет в пользу Киева в его информационной войне против России. Впрочем, Интернет, а также украинские и западные СМИ и так забиты второсортными, бездоказательными материалами на эту тему.
Вчера в интервью приложению «Российской газеты» (Russia Beyond the Headlines) к британскому изданию Daily Telegraph Сергей Лавров возмутился тем, что расследование обстоятельств катастрофы малайзийского «Боинга» «спускается на тормозах». Но такие действия Запада, похоже, вписываются в формат информационной войны.
По мнению экспертов, определенный проигрыш российского руководства в этой войне происходит и по чисто субъективным причинам. Вот, к примеру, показательный факт с подготовленной украинскими спецслужбами фальшивкой о якобы причастности к крушению «Боинга» над Донбассом офицера Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба РФ. Видеоролик, озаглавленный «Бес о сбитом Боинге», якобы содержал аудиозапись переговоров ополченца Игоря Безлера (Беса) и некоего полковника ГРУ о «только что сбитом гражданском самолете». Экспертиза показала, что голоса в видеоролике смонтированы искусственно. На фото, которое прилагалось, этим «полковником ГРУ» оказался постоянный автор «НГ», полковник в отставке, кандидат военных наук Муса Хамзатов. В ГРУ он никогда не служил, никакого отношения к Украине не имеет. О фальшивке рассказало российское телевидение, «НГ» опубликовала статью (см. номер от 24.07.14), но дальше этого дело не двинулось. На Западе «разоблачительный» видеоролик, который был переведен на несколько иностранных языков, посмотрели миллионы людей, а о его опровержении в основном узнали только российские граждане, хотя информацию можно было бы передать, к примеру, по радио- и телеканалам, вещающим за рубеж. Можно было бы подготовить на этот счет заявление МИДа или Минобороны, организовать пресс-конференцию с участием полковника Хамзатова для иностранных журналистов и т.п.
Получается, что мировое общественное мнение больше озабочено не масштабами гражданской войны и, скажем прямо, непропорциональным использованием украинскими войсками военной силы против ополченцев, сколько выискиванием фактов о причастности к боевым действиям российских военнослужащих. При этом явно не учитываются масштабы трагедии и страдания, которые переносят жители Новороссии. По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, с марта по настоящее время зону боевых действий покинули 415,8 тыс. граждан Донбасса и Луганской области. А Федеральная миграционная служба России отмечает, что по состоянию на середину августа на территории страны находились 733 тыс. вынужденных переселенцев из Украины. По сути, каждый десятый житель юго-востока покинул свой дом. Это ли не показатели гуманитарной трагедии? Но эти цифры западные СМИ и эксперты стараются не замечать. Что тоже является элементом информационного противоборства.
С большой осторожностью следует относиться к данным о потерях в конфликте с той и другой стороны.
По данным международной Группы информации по преступлениям против личности (IGCP), минимальная подтвержденная оценка общей численности погибших мирных граждан в ходе гражданского противостояния в Украине в период с 22 февраля по 18 августа 2014 года составляет не менее 2678 человек.
Что касается военных потерь, то спикер информационного центра Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Андрей Лысенко сообщил в Twitter, что с начала проведения силовой операции (то есть с апреля) на востоке Украины погибли 722 украинских военнослужащих, 2625 получили ранения. Блогер Анатолий Эль-Мюрид приводит совершенно другие данные. Ссылаясь на утечки из СНБО, он утверждает, что потери украинской армии и Нацгвардии составляют 12 тыс. погибших и 19 тыс. раненых. Получается, что выведен из строя каждый четвертый военнослужащий, если учесть, что численность Вооруженных сил Украины – около 120 тыс. военнослужащих. Эль-Мюрид говорит, что такие данные ближе к истине, поскольку из-за нехватки военнослужащих в Украине периодически проводится мобилизация. Косвенным подтверждением больших потерь (ранений, увечий и т.п.) украинских войск является и тот факт, что, по сообщению директора Военно-медицинского департамента Минобороны Украины полковника медицинской службы Виталия Андронатия, для нужд войск, действующих на юго-востоке, закуплено 120 тыс. комплектов обезболивающих препаратов. И для эвакуации раненых сформированы две специальные роты – в общей сложности это 230 эвакорасчетов.
Гибель украинских военнослужащих уже стала причиной волнений в ряде регионов страны. Сопредседатель правозащитной организации «Солдатские матери Украины» Оксана Стеценко считает, что власти в Киеве скрывают настоящий масштаб потерь в Луганской и Донецкой областях. «Нам говорят, что каждый день гибнут 3–5 наших военных, но это неправда», – уверена Стеценко. «На станции Купянск-Узловой сейчас стоят в тупике четыре вагона-рефрижератора с телами наших военных, которые освобождали Луганскую область. К ним никого не допускают, даже железнодорожников. Милиционеры говорят, что это «секретный военный груз», – рассказывает Стеценко. – А на самом деле там наши погибшие сыновья, о которых не хотят говорить. 17 июля в Донецкую область были отправлены шесть вагонов-рефрижераторов для вывоза тел погибших. Где они – мы пока не знаем». В этой связи организация намерена 1 сентября провести во всех городах Украины Марш солдатских матерей.
Армия Новороссии о своих потерях публикует скупые сведения. С точки зрения эффективности информационной войны – это правильное решение. Но этот пробел с лихвой перекрывают официальные киевские структуры. Вот лишь последняя сводка о погибших ополченцах, которую вчера опубликовали украинские власти. «За минувшие сутки потери противника составляют 247 террористов, два танка, восемь боевых бронированных машин, две установки БМ-21 «Град», четыре автомобиля и одна пушка», – говорится в сообщении пресс-центра силовой операции, размещенном в Facebook. Доказательств не приводится.
Таким образом, как данные о потерях, так и данные о якобы участии российских военнослужащих в боевых действиях в Украине – это в первую очередь элемент информационной войны. Но будут ли в этой информационной войне окончательные победители, сказать трудно. Хотя имиджу России уже нанесен значительный урон. Во многих странах, особенно европейских, сложилось общественное мнение, что именно благодаря поддержке ополченцев со стороны России они одерживают победы и эффективно сражаются с регулярными войсками и Национальной гвардией. Получается, пока Москва в информационной войне несет потери.