Фото Reuters
Черноморский флот России может пополниться 46 кораблями и судами ВМС Украины. Однако более половины из них морально и физически устарели, а у Киева нет базы для размещения даже половины оставшегося своего флота.
С момента воссоединения Крыма с Россией стал реальностью второй раздел вооруженной силы на Черном море. Речь идет об украинских воинских частях, оставшихся на полуострове. Условно их можно разделить на движимое и недвижимое имущество Вооруженных сил Украины. Из «недвижимости» особую ценность представляют аэродромы, например «Бельбек», полигоны боевой подготовки на суше и на море, а также специальные объекты, такие как Национальный центр управления и испытаний космических средств (НЦУИКС) или не менее уникальный специальный передающий радиоцентр «Пеленг». Последний обеспечивает радиосвязью надводные корабли, находящиеся в Атлантическом и Индийском океанах, и самолеты в воздушном пространстве в этих районах, а также является важным узлом магистральной радиосвязи между пунктами управления Вооруженных сил Украины. В свое время эти объекты достались Украине после раздела территорий и имущества бывшего СССР. Теперь пришло время «собирать камни». НЦУИКС очень нужен Роскосмосу, чтобы «видеть» ракеты-носители и космические аппараты над Южной Атлантикой. А «Пеленг» нужен российскому ВМФ, и не только ему.
Однако сейчас украинскую сторону больше волнуют планы премьер-министра Крыма Сергея Аксенова о полной национализации украинского флота в Севастополе. «Их корабли мы не собираемся никуда выпускать», – заявил Сергей Аксенов в интервью ИТАР-ТАСС.
В Госдуме такую позицию разделяют не все. Например, бывший командующий Черноморским флотом РФ, а ныне председатель комитета Госдумы по обороне адмирал флота Владимир Комоедов сказал только о 20 боевых кораблях и судах обеспечения. Это примерно половина корабельного состава ВМС Украины (ВМСУ) в Крыму. Он высказал предположение, что эти корабли и суда формально войдут сначала в морские силы самообороны Крыма, а затем в состав Черноморского флота России.
Сейчас в Северной и Стрелецкой бухтах Севастополя и на озере Донузлав, который соединен каналом с Черным морем, находится 46 кораблей и судов ВМСУ. Но лишь немногие представляют какую-либо военную ценность. Все они были построены во времена СССР и за минувшие десятилетия морально и технически устарели. По словам Владимира Комоедова, интерес представляют, в частности, корветы «Луцк» и «Тернополь», корабль разведки «Славутич», малые противолодочные корабли и ракетные катера, морские тральщики, которые не покинули Севастополь. К этому списку можно добавить большой десантный корабль «Константин Ольшанский», корвет «Винница», морские тральщики «Чернигов» и «Черкассы», морской буксир «Ковель». Они заперты в Донузлаве с другими кораблями ВМСУ. В 2012 году «Константин Ольшанский» прошел комплексный ремонт на Черноморском судостроительном заводе. А всего в 2012 году ВМСУ получило 172 млн гривен на ремонт кораблей. Их хватило, чтобы слегка подлатать то, что оставалось от СССР.
Но после потери Крыма сохранение даже сравнительно боеготовых кораблей может стать головной болью для Киева. Кораблям нужны причалы с инфраструктурой базирования, а для семей моряков – жилье. Одесские порты, несмотря на снижение морских грузоперевозок, не готовы принять корабли ВМСУ. А многие из этих кораблей просто не смогут дойти до Одессы своим ходом.
В условиях политического и экономического хаоса, начавшегося в стране, официальному Киеву надо хоть как-то успокоить радикально настроенные силы, которые уже начали обвинять своих лидеров в предательстве интересов майдана. Действительно, ни силовые ведомства, ни вся государственная машина ничего не сделали для того, чтобы предотвратить катастрофу своего флота в Крыму.
Крым всегда называли «непотопляемым авианосцем», и не только потому, что здесь дислоцировалось большое количество авиационных частей. Полуостров занимает стратегическую позицию. Он был передовой базой ВМФ СССР, а Новороссийская база считалась тыловой. Из Крыма осуществляется контроль за всем Черноморским бассейном. С потерей Крыма Украина в стратегическом смысле теряет и Черное море.
Крымская власть могла бы предложить Киеву арендовать причалы и аэродромы для ВМСУ. Но для реализации этого гипотетического предложения есть серьезные политические и экономические препятствия. Во-первых, у Киева не хватит денег платить за аренду, ведь Россия в значительной степени расплачивалась газом и нефтью. А во-вторых, и это самое главное, приходится учитывать агрессивную риторику Киева по отношению к России. Позволяя украинским военным задержаться в Крыму, Россия подставит свою спину тем, кто сейчас стремится в НАТО.