Встреча «2 + 2». На переднем плане министр иностранных дел Италии Эмма Бонино. Фото автора
В минувший вторник на вилле Madama в римском пригороде на западном берегу Тибра закончилась третья по счету встреча министров иностранных дел и обороны России и Италии в формате «2 + 2». Участие в ней приняли с итальянской стороны министр иностранных дел Эмма Бонино и министр обороны Марио Мауро, с российской – Сергей Лавров и Сергей Шойгу.Сначала переговоры проходили на двусторонней основе – министр с министром, а затем в объявленном составе. С участием членов делегации, где нашу страну так же представляли заместители министра обороны Анатолий Антонов (он курирует внешнеполитическое сотрудничество военных) и Юрий Борисов (его сфера – гособоронзаказ со всеми сопутствующими проблемами). Перед отлетом из Рима российских министров принял председатель Совета министров Италии Энрико Лета.
Тематика переговоров, как и следовало ожидать, была весьма обширной и насыщенной. Она охватывала обмен мнениями по самому широкому кругу вопросов – от взаимодействия в Совете Россия–НАТО до тематики разоружения и нераспространения, ЕвроПРО, ситуации в Сирии, на севере Африки, в Афганистане и на Ближнем Востоке. И конечно, говорили министры о развитии военных и военно-технических связей. Последний раз главы внешнеполитических и военных ведомств Италии и России встречались в такой форме 20 апреля 2012 года в Москве. А перед этим была еще одна встреча 20 мая 2010 года в Риме. За это время в Италии поменялись и министр иностранных дел, и министр обороны, у нас Анатолий Сердюков уступил свое место Сергею Шойгу, только Сергей Лавров остался неизменным участником всех трех встреч. По сообщению МИД России, опубликованному на ведомственном сайте перед поездкой министров в Рим, говорилось о том, что Италия входит в число ведущих партнеров России, отношения с которым развиваются поступательно и динамично на всех направлениях.
О том, что собеседники на вилле Madama нашли общий язык по многим проблемам, свидетельствует пресс-конференция, которую провели министры для местных и российских журналистов по окончании своей встречи. «В целом переговоры подтвердили наличие весомого потенциала расширения нашего взаимодействия во всех областях», – заявил Сергей Лавров. Его поддержала итальянская коллега Эмма Бонино.
Неплохая ситуация, как показалось автору этих строк, сложилась в военных и военно-технических отношениях между двумя странами и армиями. Кроме традиционных форм взаимодействия – обмена военными делегациями, участие сторон в ежегодных морских маневрах «Ионекс» и тренировках горных стрелков – в Альпах или на Кавказе, совместного участия в миротворческих операциях, обмена опытом борьбы с самодельными взрывными устройствами – появилось еще несколько. Россия пригласила, к примеру, своих итальянских партнеров побывать на российско-белорусских учениях «Запад-2013». Министр Шойгу даже подарил своему коллеге Марио Мауро презентационный альбом со сценарием этих маневров и подробным перечислением количества и марок боевой техники, которая там будет участвовать, с названиями полигонов и другой любопытной информацией. Все это свидетельствует о самой большой открытости российских военных перед своими западными партнерами и стало намеком на то, что такого же отношения мы ждем и от наших партнеров по НАТО.
Еще один сюрприз приготовил своему коллеге министр Шойгу – он пригласил итальянских танкистов принять участие в соревнованиях танкистов стран СНГ под названием «Танковый биатлон», которое сейчас проходит на подмосковном полигоне «Алабино», а в будущем году может стать международным. В нашей стране сейчас проходит испытание итальянский колесный танк «Кентавр». У России колесных танков нет, и, как объяснили автору этих строк в окружении главы военного ведомства, мы хотим понять, какими достоинствами и недостатками обладают такие машины, может ли наша страна при определенных обстоятельствах тоже начать делать такие танки. И участие итальянцев в танковом биатлоне было бы очень хорошим подспорьем для понимания этой идеи.
Правда, один из генералов мне заявил, что колесный танк вряд ли пройдет через те препятствия, которые легко преодолевает наш Т-90. Но слова – словами, а практика – практикой. Она должна показать, кто прав. Тем более что есть идея пригласить на такие соревнования немцев, даже израильтян. Пусть привозят свою «Меркаву», посмотрим, чей танк круче.
Последняя информация со встречи «2 + 2». Конечно, не по значению. Стороны договорились, что бронеавтомобиль «Ивеко» («Рысь» по-русски), на который было вылито столько критики в отечественных СМИ после отставки Анатолия Сердюкова, все же поступит на вооружение Российской армии. Правда, не в количестве 1775 единиц, как планировалось, а только 358. Машины будут собирать на КамАЗе с локализацией производства до 50%. При этом российская сторона не только выполнит все свои контрактные обязательства, но подпишет и дополнительное соглашение с «Ивеко» о поставках запасных частей и комплектующих к закупленным машинам, чего в прежнем контракте не было. И о получении документации по технологии эксплуатации этих бронемашин.
Рим–Москва