Канадский режиссер Робер Лепаж и возглавляемый им театр Ex Machina ≈ главные гости и одновременно самый рискованный проект нынешнего Международного театрального фестиваля имени Чехова. Четыре названия и в общей сложности двадцать спектаклей. Лепажа в России не знают, можно сказать, вовсе. Выходит, расчет ≈ почти полностью ≈ на сарафанное радио, которое в театре работает эффективнее всех театральных рецензентов, телевизионной и прочей наружной рекламы.
Лепаж не стесняется ставить спектакли длительностью пять и даже девять часов (столько идет его «Дубляж», премьеру которого в Канаде сыграли в июне на фестивале в Монреале). Из «долгоиграющих» он привезет «Трилогию Драконов» (6 часов с двумя антрактами по 20 мин. и одним ≈ 40 мин.).
В кабинете Лепажа ≈ не только многочисленные альбомы и книги на русском , но и целые полки, заставленные журналами, по содержанию схожими с нашими «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», новости нейрохирургии и даже отоларингологии ему тоже очень интересны. Эта наукоемкость уже не только спектаклей, но шире ≈ театра Лепажа ≈ делает его несравнимым. Хрупкость и беспомощность человека на фоне всесильных высоких технологий, смешная конечность жизни и печальное одиночество человека во Вселенной ≈ обо всем этом он рассуждает с воодушевлением знатока и простодушием своего alter ego, лузера (евреи говорят про таких ≈ шлемазл), которого может вывести на сцену в «чужом», актерском обличье, а может выйти сам, как Вуди Аллен. В «Обратной стороне Луны» Лепаж один играет за всех, вернее, всех ≈ обоих братьев (два брата-близнеца ≈ как две стороны Луны, одна из которых, как известно, всегда в тени), сиделку, американского астронавта, советского чиновника... Как написал канадский критик, «он ловко использует разнообразные предметы, превращая гладильную доску то в велосипед, то в космический аппарат, то в ребенка. И хотя в спектакле используются высокие технологии, нет ощущения переизбытка искусственных эффектов».