Есть ли в Москве свой Бродвей ≈ вопрос не праздный, хотя бы потому, что Москва в этом самом Бродвее очень нуждается. Он ей идет ≈ своей откровенной и умно выстроенной коммерческой политикой, своим блестящим репертуаром и точным попаданием в нишу, которой в английском языке есть исчерпывающее определение ≈ entertainment. Театров, правильно и грамотно выполняющих эту функцию в столичном театральном (а точнее развлекательном) пространстве, не то чтобы мало. У них просто проблемы с самоопределением. Между тем кое-кому из них прямо-таки судьбой на роду написано быть «русским Бродвеем» ≈ со своими звездами, любовью к комедиям и слезным мелодрамам, со своими рейтингами в области продаж.
Театр, здание которого было построено в 1885–1887 годах антрепренером и опереточным актером Георгом Парадизом, одно время так и назывался ≈ «Театр Парадиза», а лучшего названия для обители развлечений, согласитесь, трудно найти. Ничего уничижительного в этом нет ≈ тем более что и своей историей здание нынешней Маяковки может только похвастаться. В позапрошлом веке здесь выступали знаменитые «мейнингенцы», Элеонора Дузе, а еще Сара Бернар и венская оперетта. Кончилось все тем, что в 1920-м здание отдали Театру революционной сатиры ≈ Терревсату, которым года два, но руководил Мейерхольд. А во время войны труппа объединилась с Театром драмы и получила нового главрежа ≈ Николая Охлопкова, который, как и полагалось в те времена, был заражен любовью к «массовым действам» и то и дело покушался на перестройку здания ≈ так, чтобы изнутри можно было смотреть на «природу».
С конца 1960-х здесь надолго поселился Андрей Гончаров, с именем которого и связана легенда о Театре им. Маяковского как прообразе «нашего Бродвея». Разумеется, здесь шла классика, но главное ≈ здесь выросли свои звезды, делавшие погоду при любом репертуаре.
В 2001 году Гончаров умер; его преемником стал Сергей Арцибашев, руководящий до сих пор и Театром на Покровке, и недавно Театром им. Вл. Маяковского одновременно. С тех пор ≈ а прошло всего-то пять лет ≈ изменилось не многое, а почти что все. И время, и театр, и зрители. Удивительно, что в репертуаре Маяковки идут до сих пор древние спектакли и на них так же не пробиться, как и на новые. «Круг» Ахрамковой по Сомерсету Моэму ≈ 1988 года рождения; ее же полумузыкальная «Чума на оба ваши дома» Григория Горина ≈ 1998-го. Идет и «Женитьба», которую Арцибашев «перетащил» с Театра на Покровке. У этих спектаклей как будто нет срока давности ≈ сменились только афиши. Теперь они выглядят зазывнее и антрепризнее.
Арцибашев разбавляет репертуар новыми названиями ≈ от «Бермудов» Юрия Юрченко, которые поставил Вадим Данцигер на сцене филиала, до «Листа ожидания» Александра Марданя в режиссуре телеведущего и драматурга Андрея Максимова. Тут же, в филиале, поселилась и экс-антрепризная история Михаила Горевого по пьесе Натальи Шапошниковой, переименованная теперь в «Жить. Любить» с молодым Иваном Стебуновым из Петербурга и красавицей Екатериной Волковой из Москвы. На этой же сцене можно было однажды видеть неудавшуюся попытку драматурга Ольги Мухиной срежиссировать собственную пьесу «Летит», а годами раньше ≈ малоизвестную пьесу Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне». Все вместе взятое это не делает, однако, внятной художественную политику театра, скорее выдает ее необязательность.
В основном репертуаре идут переписанные штатным драматургом театра Владимиром Малягиным Достоевский («Карамазовым» придуман жанр «симфония страстей») и Гоголь («Мертвые души» с Костолевским, Немоляевой и Лазаревым); два спектакля по Арбузову, а еще ≈ спектакль с участием артистов Большого «Любовь глазами сыщика». Но золотая жила ≈ совсем другое. Это ≈ Олби, Нил Саймон, Алан Эйкборн и Клер Бут Люс, благодаря которым билеты в Театр им. Маяковского не достать примерно так же, как на мхатовский «№ 13» с Евгением Мироновым.
По сути, все кассовые спектакли театра ≈ «Развод по-женски» и «Шаткое равновесие», «Банкет» и «Синтезатор любви» ≈ действительно московский Бродвей. Но Достоевский с Гоголем здесь тоже «в кассу» ≈ поскольку сделаны с расчетом, точнее, с учетом равнения на потребительское качество. И в общем, если придерживаться строго подобной идеологии, а не размениваться по пустякам, если и не Бродвей, то «театр для людей» здесь запросто вырастет. Он вырос уже. А с «Тремя высокими женщинами» Сергея Голомазова, где Евгения Симонова выдающимся образом сыграла 92-летнюю старуху, и с «Нахлебником», где Иван Поповски вместе с Рустамом Хамдамовым продемонстрировали отличный художнический вкус, можно уже и не только «в люди», но и к критикам. Только не нужны они «парадизу».