Директор Christie’s в России Сандра Недвецкая рассказала об уникальных нарядах Элизабет Тейлор.
Фото автора
Аукционный дом Christie’s проводит в Москве свою очередную выставку. И если раньше дом привозил, как правило, разнообразную живопись, то теперь российская столица стала стартовой площадкой для большого турне, посвященного Элизабет Тейлор. Christie’s готовит целую серию аукционов предметов, принадлежавших кинодиве, ушедшей из жизни в марте этого года. А это значит, что главное место на проходящей в течение двух дней (15-16 сентября) публичной и бесплатной выставке отведено роскошным украшениям – Тейлор, как известно, обожала бриллианты и наряды.
Демонстрационный зал ГУМа, где расположилась экспозиция, в данном случае подходит для выставки даже лучше, чем музейное пространство. И пусть в торговом центре нет таких роскошеств haute couture, что стремилась приобретать прославленная актриса, имена бутиков все те же. Тейлор любила дом Диор, покровительствовала молодому Версаче, распивала чаи с Валентино. Сама нередко вмешивалась в пошив своих платьев, поправляя их. Причем модельеров выбирала не столько за имя, сколько за талант – недаром она была постоянным клиентом канадца Арнольда Скааси (его платье на выставке – сплошь украшенное серебряным апплике и блестками) и любила одеваться у Тициани (от него – лимонно-желтое платье 1960-х годов). Все ее наряды – эпатаж, блеск, роскошь. Они были созданы специально для церемонии «Оскара», гала-вечеров, благотворительных балов. Элизабет Тейлор называли женщиной вечера и говорили, что она преображается, как только наступает ночь. Сегодня наряды кинодивы скорее предметы истории моды, красивые и в большинстве своем совершенно непрактичные, созданные фактически для одного выхода. Оцениваются они от 1 до 5 тыс. долл., самый дорогой наряд на выставке – платье, созданное Иреной Шараф для знаменитого фильма «Клеопатра» (его эстимейт 10–15 тыс. долл.). Цены на ювелирные украшения, конечно, значительно выше, хотя блестят эти громоздкие впечатляющие вещицы ничуть не ярче, чем блестки и стразы на платьях.
"Бабушкино ожерелье" от Van Cleef&Arpels. |
Порой чересчур роскошные, почти на грани с пошлостью, эти предметы могла позволить себе только такая яркая персона, как Элизабет Тейлор. «Как она их носила, это же такая тяжесть», – только и удивлялись первые зрители выставки – журналисты.
Носила, и носила с удовольствием, бережно храня воспоминая, связанные с каждым украшением. Например, так называемое «Бабушкино ожерелье» (эстимейт 120–180 тыс. долл.) она получила в подарок от своего мужа Ричарда Бёртона в 1971 году, когда в 39 лет узнала, что у нее появился внук. «С этим ожерельем никто не поверит, что ты стала бабушкой», – говорил тогда Бёртон. А самый дорогой лот на выставке – кольцо с рубином (1–1,5 млн. долл.) Бёртон приподнес ей на Рождество 1968 года. Причем обнаружила коробочку на дне рождественского носка среди яблок и орехов дочка Тейлор – Лиза. Тейлор называла рубин самым соврешенным из всех драгоценных камней, которые она когда-либо видела. Есть на выставке и украшения с цветными бриллиантами от Bulgari, фирмы, изделия которой Тейлор обожала. Бёртон шутил: «Я научил ее пить пиво, она меня – разбираться в Bulgari». Есть и воспоминая о фильме, как, например, брошь «Ночь игуаны» от Tiffany – название по одноименной картине, но представляющая совсем не игуану, а усыпанную бриллиантами рыбину (200–300 тыс. долл.).
Брошь "Ночь игуаны" от Tiffany. Фото автора |
Всего аукционный дом проведет четыре сессии торгов в декабре и отдельный акцион живописи, которая принадлежала Тейлор, в феврале. Вся коллекция оценивается примерно в 50 млн. долл., из которых больше половины, конечно, приходится на ювелирные украшения, только лишь небольшая часть которых сегодня гостит в Москве. Так не приехал один из самых дорогих лотов – легендарная жемчужина XVI века «Пелегрина», которая в свое время принадлежала испанской, затем французской коронам, а позже князьям Юсуповым. Колье с жемчужиной на Christie’s оценено в 2–3 млн. долл.
Что бы ни носила и как бы ни украшала себя Элизабет Тейлор, она была для своего времени безусловной иконой – стиля, красоты, мастерства, моды. Недаром выставка дополнена портретом актрисы работы Энди Уорхола. Портрет к аукциону отношения не имеет, он даже не продается, а предоставлен одним добрым частным коллекционером по просьбе аукционного дома. Да и самой Тейлор при ее вкусах поп-артовское творение Уорхола вряд ли пришлось бы по душе. Зато портрет нравится зрителям. Даже после смерти акртисы, глядя на ее украшения и наряды, только и остается, что разводить руками – да, это Элизабет Тейлор. И этим все сказано.