Натюрморт с бокалом. 1914.
В Монако в галерее Opera на этой неделе открывается выставка работ Пабло Пикассо. Уникальность ее не в концепции или новом подходе к творчеству художника (вряд ли о нем вообще можно сказать сегодня что-то новое), а в том, что галерея выставляет сразу 34 работы мастера. Все они происходят из частных собраний, все предназначены для продажи, а в таких масштабах коммерческие галереи, даже такие крупные, как Opera (она имеет филиалы в 12 городах по всему миру), выставляют Пикассо крайне редко.
Организаторы вообще утверждают, что подобной экспозиции не было ни в одной французской галерее уже 20 лет. Судя по всему, им можно верить – уже одни цифры впечатляют: 17 живописных полотен и 17 графических работ общей стоимостью 60–70 млн. евро, большинство периодов творчества от 1905 до 1969 года. Последнее особенно любопытно: Пикассо относится к той категории художников, изменение манеры письма которых имеет ярко выраженные этапы, собрать которые в рамках одной частной выставки интересно и почетно.
Ранний период – в данном случае розовый – представлен редкой акварелью «Бродячий акробат и девочка» 1905 года. Сюжет – типичный для этого времени, когда художник увлекался цирком. Провенанс достойный – ранее работа находилась в коллекции Даниэля Канвейлера, друга и уполномоченного дилера Пикассо и Брака. Живописная работа следующего – кубистического – периода также принадлежала другу художника, Игорю Стравинскому. Об этом сообщает дарственная надпись, нанесенная на обороте «Натюрморта с бокалом» 1914 года. Небольшое произведение более чем характерно для этого этапа творчества художника. Наконец, 1920-е годы отмечены замечательным холстом с изображением трех женщин в античных туниках и с гордыми римскими профилями.
Три женщины у фонтана. 1921. Иллюстрации из каталога выставки |
Выставка недаром проходит в Монако: Пикассо обожал Лазурный Берег и часто проводил лето в районе Антиба. Об этом на выставке напоминают несколько пейзажей и работ на тему античности. Но все-таки самым многочисленным является поздний период творчества художника – 1960-е годы. Холсты этого времени с искаженными фигурами и лицами, отсутствием деталей, почти монохромной палитрой и яркими кричащими акцентами узнаваемы. Они оцениваются на рынке не так дорого, как ранние произведения 1910–1920-х годов, но, учитывая, что Пикассо занимает первую строчку рейтинга самых дорогих художников, цены на них все равно исчисляются миллионами и десятками миллионов. Впрочем, цены всегда будут интересовать арт-дилеров и коллекционеров, но посетить выставку до конца августа предлагается всем желающим. А работам побыть пусть недолго, но общественными – пока работы из одних частных коллекций не перекочевали в другие, не менее частные.