Экспрессионизм – течение, неизменно пользующееся интересом у публики.
Фото автора
В нью-йоркском MOMA проходит выставка «Немецкий экспрессионизм: графический импульс», посвященная одному из самых ярких художественных движений начала XX века в Германии и Австрии. Графический аспект экспозиции выбран не случайно – музей хранит самое большое наследие экспрессионистов за пределами Германии, при этом подобных проектов не было в его стенах с 1957 года.
В свое время экспрессионисты занялись эстампом с такой самоотверженностью и рвением, что это привело буквально к беспрецедентному возрождению печатной графики. С ее помощью художники не только свободно экспериментировали в чисто художественной сфере, но и имели возможность обращаться к острым политическим и социальным проблемам, более широко взаимодействовать со зрителем. Последнее обстоятельство было особенно важно: экспрессионисты считали, что искусство может и должно играть центральную роль в эстетическом и социальном обновлении общества. В 1910-е годы крупные берлинские дилеры начали поощрять движение, в том числе распространением печатной продукции. А бум печати в Германии пришелся на послевоенные годы, когда инфляция девальвировала немецкую валюту и искусство стало одной из самых безопасных инвестиций. Печатный лист как наиболее доступный вид искусства пользовался огромным спросом.
Впрочем, взаимодействие экспрессионистов с графикой началось гораздо раньше – с самого зарождения течения. Именно им и открывается экспозиция выставки, выстроенная в классическом хронологическом порядке. Три города дали импульс для формирования стилистики экспрессионизма: Дрезден с его группой «Мост», Мюнхен с «Синим всадником» и, наконец, Вена с несколькими не связанными в одну группу художниками.
«Улица в Дрездене» Кирхнера открывает экспозицию. Фото автора |
Это первый раздел выставки: бесконечные обнаженные и танцовщицы Хеккеля и Пехштейна, буйство цвета в уже стремящихся к абстракции литографиях Кандинского, угловатые, мертвенные тела Шиле и Кокошки (хотя художники были, по существу, соперниками, оба были сосредоточены на портретах и обнаженных и исследовали взаимодействие телесного и психологического в человеке). Среди доминирующих литографии и ксилографии несколько ярких пятен маслом на холсте – «Улица в Дрездене» Кирхнера, сотканная из цветовых пятен, как лоскутное одеяло, «Дама в парке» Марке и почти мифологическая красная корова Франца Марка.
Так выглядел старт, пришедшийся на 1905-й и несколько последующих лет, но уже начиная с 1910-го центром притяжения для всех художников стал Берлин. Экспрессионизм окреп, появились новые герои и группировки, объединенные лишь стремлением к самовыражению, смело упрощенными и искаженными формами, преувеличенными характеристиками цвета. В этом втором разделе – искаженные лица и силуэты, отсылающие в стилистике примитивных неевропейских культур, имевших столь стильное влияние буквально на все художественные движения начала XX века. Сцены из повседневной жизни богемы, оживленные городские улицы, танцевальные ночные залы, психологические портреты. В это время приходит в круг интересов экспрессионистов и пейзаж – спокойный и напряженный, но всегда служащий своеобразным утешением после эмоционального напряжения города. Как серия пейзажей Эмиля Нольде и «Зимняя лунная ночь» Кирхнера – не менее драматичные, но все же являющиеся явными антиподами их же городским зарисовкам.
Все это разнообразие меняется с приходом военного времени. Первой мировой и ее последствиям посвящен третий заключительный раздел выставки. Это кульминация экспрессионизма, который выразил собой квинтэссенцию боли, отчаяния и отторжения. Центральная серия здесь, пожалуй, 50 гравюр Отто Дикса, художника молодого поколения, мировоззрение которого, собственно, и сформировала война (Дикс сам провел эти годы в окопах). В его серии 1924 года «Война», очевидно отсылающей к «Ужасам войны» Гойи, – страдания, смерть, разрушение и опустошение. Наряду с этой серией привлекает внимание полотно «Снятие с креста» Макса Бекмана, также прошедшего войну и раненного на фронте. Эта аллегория страдания – чуть ли не единственная работа на религиозную тему на выставке, и ее появление именно в это время особенно характерно.
Выставка построена в классическом хронологическом порядке. Фото с сайта МОМА |
Впрочем, не слишком веселым представляется и послевоенный период: безработица, нищета, безразличие к тысячам инвалидов, усталость – такими сюжетами и настроениями пронизаны работы художников. Разочарование в послевоенном обществе становится для экспрессионистов в какой-то степени и разочарованием в том искусстве, на которое они возлагали надежды. Под знаком цинизма рождается молодое направление, получившее название «Новая вещественность» – его социальная сатира еще использует присущие экспрессионизму преувеличения и искажения. Но в 1924-м, когда немецкое правительство приняло меры по стабилизации экономики, рынок печатной продукции рухнул. Вместе с ним постепенно сошли на нет и последние отголоски экспрессионизма.