0
1295
Газета Антиквариат Интернет-версия

03.06.2011 00:00:00

Страх и ненависть в Нью-Йорке

Юлия Виноградова

Об авторе: Юлия Виноградова, Нью-Йорк-Москва

Тэги: выставка, живопись


выставка, живопись Экспрессионизм – течение, неизменно пользующееся интересом у публики.
Фото автора

В нью-йоркском MOMA проходит выставка «Немецкий экспрессионизм: графический импульс», посвященная одному из самых ярких художественных движений начала XX века в Германии и Австрии. Графический аспект экспозиции выбран не случайно – музей хранит самое большое наследие экспрессионистов за пределами Германии, при этом подобных проектов не было в его стенах с 1957 года.

В свое время экспрессионисты занялись эстампом с такой самоотверженностью и рвением, что это привело буквально к беспрецедентному возрождению печатной графики. С ее помощью художники не только свободно экспериментировали в чисто художественной сфере, но и имели возможность обращаться к острым политическим и социальным проблемам, более широко взаимодействовать со зрителем. Последнее обстоятельство было особенно важно: экспрессионисты считали, что искусство может и должно играть центральную роль в эстетическом и социальном обновлении общества. В 1910-е годы крупные берлинские дилеры начали поощрять движение, в том числе распространением печатной продукции. А бум печати в Германии пришелся на послевоенные годы, когда инфляция девальвировала немецкую валюту и искусство стало одной из самых безопасных инвестиций. Печатный лист как наиболее доступный вид искусства пользовался огромным спросом.

Впрочем, взаимодействие экспрессионистов с графикой началось гораздо раньше – с самого зарождения течения. Именно им и открывается экспозиция выставки, выстроенная в классическом хронологическом порядке. Три города дали импульс для формирования стилистики экспрессионизма: Дрезден с его группой «Мост», Мюнхен с «Синим всадником» и, наконец, Вена с несколькими не связанными в одну группу художниками.


«Улица в Дрездене» Кирхнера открывает экспозицию.
Фото автора

Это первый раздел выставки: бесконечные обнаженные и танцовщицы Хеккеля и Пехштейна, буйство цвета в уже стремящихся к абстракции литографиях Кандинского, угловатые, мертвенные тела Шиле и Кокошки (хотя художники были, по существу, соперниками, оба были сосредоточены на портретах и обнаженных и исследовали взаимодействие телесного и психологического в человеке). Среди доминирующих литографии и ксилографии несколько ярких пятен маслом на холсте – «Улица в Дрездене» Кирхнера, сотканная из цветовых пятен, как лоскутное одеяло, «Дама в парке» Марке и почти мифологическая красная корова Франца Марка.

Так выглядел старт, пришедшийся на 1905-й и несколько последующих лет, но уже начиная с 1910-го центром притяжения для всех художников стал Берлин. Экспрессионизм окреп, появились новые герои и группировки, объединенные лишь стремлением к самовыражению, смело упрощенными и искаженными формами, преувеличенными характеристиками цвета. В этом втором разделе – искаженные лица и силуэты, отсылающие в стилистике примитивных неевропейских культур, имевших столь стильное влияние буквально на все художественные движения начала XX века. Сцены из повседневной жизни богемы, оживленные городские улицы, танцевальные ночные залы, психологические портреты. В это время приходит в круг интересов экспрессионистов и пейзаж – спокойный и напряженный, но всегда служащий своеобразным утешением после эмоционального напряжения города. Как серия пейзажей Эмиля Нольде и «Зимняя лунная ночь» Кирхнера – не менее драматичные, но все же являющиеся явными антиподами их же городским зарисовкам.

Все это разнообразие меняется с приходом военного времени. Первой мировой и ее последствиям посвящен третий заключительный раздел выставки. Это кульминация экспрессионизма, который выразил собой квинтэссенцию боли, отчаяния и отторжения. Центральная серия здесь, пожалуй, 50 гравюр Отто Дикса, художника молодого поколения, мировоззрение которого, собственно, и сформировала война (Дикс сам провел эти годы в окопах). В его серии 1924 года «Война», очевидно отсылающей к «Ужасам войны» Гойи, – страдания, смерть, разрушение и опустошение. Наряду с этой серией привлекает внимание полотно «Снятие с креста» Макса Бекмана, также прошедшего войну и раненного на фронте. Эта аллегория страдания – чуть ли не единственная работа на религиозную тему на выставке, и ее появление именно в это время особенно характерно.


Выставка построена в классическом хронологическом порядке.
Фото с сайта МОМА

Впрочем, не слишком веселым представляется и послевоенный период: безработица, нищета, безразличие к тысячам инвалидов, усталость – такими сюжетами и настроениями пронизаны работы художников. Разочарование в послевоенном обществе становится для экспрессионистов в какой-то степени и разочарованием в том искусстве, на которое они возлагали надежды. Под знаком цинизма рождается молодое направление, получившее название «Новая вещественность» – его социальная сатира еще использует присущие экспрессионизму преувеличения и искажения. Но в 1924-м, когда немецкое правительство приняло меры по стабилизации экономики, рынок печатной продукции рухнул. Вместе с ним постепенно сошли на нет и последние отголоски экспрессионизма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
638
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2364
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1569
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1196

Другие новости