Открытие выставки в Мраморном дворце проходило по-петербургски шикарно.
Фото автора
В Петербурге в Мраморном дворце Русского музея проходит предаукционная выставка Российского аукционного дома (РАД). Компания, некогда занимавшаяся исключительно недвижимостью, уже второй раз собирается проводить торги русским искусством (они состоятся 2 июня). Как и полгода назад – в период первого аукциона – заявления о намерениях дома звучат впечатляюще. Но выставленная на торги коллекция поражает откровенной слабостью в подборе лотов.
Строго говоря, среди 160 лотов топ-лотом с большой натяжкой можно назвать один – неплохой картон Бориса Григорьева 1917 года «Девушки», который оценили в 13,5–15 млн. руб. Цены в каталоги намеренно даны в рублях (оперировать этими безумными «тыщами и мильонами» очень неудобно) и непонятных у.е. Из первых имен выставлен также не слишком привлекательный холст Филиппа Малявина (9–10,5 млн. руб.). Все остальное – вторые, третьи, а то и вовсе никому, кроме специалистов, не известные имена. Работы – соответствующие.
Конечно, вроде бы новичков строго не судят, но слишком уж с большими амбициями выступает новоиспеченный продавец искусства. На вопрос обозревателя «НГ», кто на сегодняшний момент является конкурентами дома, директор РАД Андрей Степаненко ответил лаконично: «У нас конкурентов нет». Потом его коллеги, конечно, говорили разные прекрасные слова о том, что все аукционные дома делают одно большое дело, поддерживают рынок и т.п. Но звучало это все равно надумано. Бизнес есть бизнес.
Всем понятно, что ни за одним из других российских домов не стоит «Сбербанк» и крупнейшая аукционная площадка по продаже государственного имущества Фонд имущества Санкт-Петербурга (у них по 33%). Ни у кого нет такого огромного опыта крупных аукционных торгов, такой базы профессиональных юристов и т.п. Но все же продавать искусство – не одно и то же, что продавать недвижимость. Особенности рынка, в котором велика доля не столько сознательных инвестиций, сколько субъективности, спонтанности и эмоционального настроя, нельзя сбрасывать со счетов. И первое, на что хочется смотреть, знакомясь с аукционным домом, продающим искусство, – это само искусство, а не далеко идущие планы. Пока же на предстоящих торгах серьезным коллекционерам покупать просто нечего.
Впрочем, если хотя бы часть из тех грандиозных планов, что обещает РАД, сбудется, выиграет весь российский антикварный рынок в целом. В первую очередь это касается изменений в законодательстве, за которые будет выступать РАД. Никакого альтруизма, опять-таки чистый бизнес – аукционному дому нужны условия для работы, и он приложит все усилия, чтобы их себе создать. Будет ли это касаться других участников рынка, пока непонятно. Но даже если облегчения наступят хотя бы для аукционных домов, это уже будет большой шаг вперед. Такой, что РАД можно будет простить и слабую коллекцию, и излишние амбиции.