Гребля – спорт для сильных женщин.
Фото Reuters
В ожидании сочинской Олимпиады тема спорта, похоже, стала настолько популярной, что охватила даже музеи. Третьяковская галерея на этой неделе выступила с необычным проектом. Галерея вытащила из запасников знаменитую скульптуру «Девушка с веслом», ассоциирующуюся с культурой советской эпохи и рождающую не самые светлые, даже саркастичные образы того времени. Впрочем, оказалось, что все не так однозначно.
Повод для того, чтобы смахнуть пыль с творения Ивана Шадра (а именно его руке принадлежит «Девушка...»), самый что ни на есть спортивный. 12 июня в Северной столице во второй раз пройдет международная регата «Золотые весла Санкт-Петербурга». Мероприятие обещает стать громким – как известно, президент РФ Дмитрий Медведев в молодости увлекался греблей. В прошлом году он даже показал свои силы на Президентской регате. Так что поговаривают, что греблю в скором будущем ждет возрождение. Потому что пока ее положение не утешительное: на последнем чемпионате мира в Новой Зеландии наши команды плелись в самом конце списка.
Питерская регата – это, конечно, не чемпионат мира, а скорее яркая акция для привлечения внимания к этому виду спорта. Как решили организаторы, самым зрелищным являются всегда последние 200 метров двухкилометрового заплыва, когда спортсмены развивают скорость до 40–50 км/час. Так что регата пройдет всего на 250 метрах в акватории Фонтанки между Ломоносовским и Аничковым мостами. «Будет суперрубилово. Бокс на воде», – пообещал на пресс-конференции спортивный комментатор Кирилл Набутов. Вот символом этой самой гонки и была выбрана шадринская «Девушка с веслом». Как рассказала «НГ» директор Ассоциации любителей гребного спорта Юлия Аникеева, образ атлетки действительно очень похож на фигуры современных спортсменок. «Только весло устарело», – добавил Набутов.
«Девушка с веслом» Ивана Шадра удачно вписалась в постоянную экспозицию ГТГ. Фото автора |
Впрочем, устарело не только весло, но похоже и сам образ. «Девушка с веслом» вызывает в нашем постсоветском сознании ясную ассоциацию с ширпотребом, дурновкусием и тиражностью. Но увы, прекрасный советский скульптор Иван Шадр здесь совсем не виноват. История такова: в 1934 году Шадру заказали сделать скульптуру для фонтана Центрального парка культуры и отдыха. Первый вариант высотой 4 метра (сохранилась модель, которая и выставлена в ГТГ) простоял недолго – то ли обнаженные, чересчур откровенные и реалистичные формы бетонной барышни возмутили трудовые массы, то ли излишняя эротичность простой советской спортсменки не давала покоя кому-то из высших чиновников. Девушку сослали из Москвы в Луганск (тоже в парк), где она благополучно сгинула. Годом позже Шадр сделал вторую модель, куда более идеалистичную (Шадр был большим поклонником Микеланджело и греков, так что вкус к классической скульптуре был у него в крови). Вытянул ноги, изменил пропорции, голову увенчал романтичными кудряшками, а саму скульптуру увеличил до 8 метров. Этот вариант простоял в парке до 1941 года. От него осталась только голова – ее также показывает Третьяковка.
И ни одна из этих скульптур ни разу ни копировалась. А та «Девушка с веслом», которую можно было встретить чуть ли не в каждом парке каждого советского городка, – творение другого скульптора – Ромуальда Иодко для московских стадионов «Динамо» и «Электрик». Это ее гипсовые копии и по сей день вызывают дрожь и приступ смеха. А сотрудники ГТГ с нескрываемым возмущением говорят, что даже и речи не может идти о сравнении двух скульптур. Так что шедевр (а также его голова) красуются в зале Третьяковской галереи на Крымском Валу. А самозванке, подпортившей в свое время имидж главной героини, теперь, похоже, придется уйти в тень.