Самые ценные работы итальянского спецпроекта.
Фото РИА Новости
В Центральном доме художника проходит юбилейный Российский антикварный салон. За свои 30 редакций (и 15 лет работы) салон пережил разное. Были и шедевры со сверхъестественными ценами, были и полупустые залы. Продажа подделок и выход каталогов, направленных на борьбу с ними. Аресты антикваров и возвращение ими же пропавших произведений в музеи. Салон шумел, кипел, возмущался, восхищался, обсуждал. Вот и в этот раз не обошлось без новости – со стенда галереи «Академия художеств» была снята работа Нико Пиросмани «Черный лев», оцененная примерно в 1,5 млн. долл. Появилось подозрение о том, что она была украдена в 1993 году из дома бывшего ректора тбилисской Академии художеств Аполлона Кутателадзе. Грузинские СМИ сразу забили тревогу. Но окончательно в истории будут разбираться правоохранительные органы и Росохранкультура, в базе которой числится работа.
Антикварный салон долгое время был той самой площадкой, на которой формировались цены на русское искусство (до появления на русском рынке аукционных гигантов). Он же по-прежнему остается единственным общим слетом российских дилеров старого искусства, отражающим положение дел на рынке. В общем-то никаких новых тенденций на нынешнем салоне не наблюдалось, все, что начало проявляться давно, имело место быть и сегодня. Русское искусство по-прежнему доминирует, но западная живопись аккуратно отвоевывает свое пространство. Характерно не только наличие галерей, продающих старых мастеров или европейский академизм, но и нынешний спецпроект.
Он организован в рамках перекрестного года России–Италии и посвящен итальянской живописи XIV–XVIII веков. Все из частных собраний, куратор – специалист Пушкинского Виктория Маркова, она же атрибутировала часть вещей. Среди многочисленных Мадонн, цветочных композиций и мифологических цен самые интересные – две ранние вещи XIV века (Богоматерь и Христос Пантократор) и пейзаж Алессандро Маньяско.
Спецпроектов, сопровождающих салон, в этот раз вообще много: в подвале выставили позднюю графику Александра Лабаса (экспозиция любопытно построена в форме дирижабля), на антресоли – работы Николая Терпсихорова, в галерее «Модерн Арт Академия» – хорошую раннюю графику Петра Кончаловского из семейных запасов (в отличие от полностью некоммерческой итальянской экспозиции, все это продается).
На открытии Российского антикварного салона. Фото предоставлено Экспопарком |
Графика, графика, она вообще все более набирает вес и активно выставляется на салоне, что во многом связано с отсутствием на рынке нужного количества качественной живописи. Галерея «Гост» показывает графику классиков – Крамского, Левитана, Саврасова, Айвазовского. На стенде «Ковчега» – московский живописец Евгений Расторгуев с акварелями и рисунками. Графику выставляет новый заметный участник Джеймс Баттервик, британский дилер, впервые появившийся на салоне. У него – Врубель, Волков, Бенуа, Гончарова. Работы хорошие, но главное – чему есть поучиться российским антикварам – отлично прописанные провенансы. Во многом графический стенд и у галереи «Элизиум», которая в этот раз сосредоточилась на восточной теме. Правда, главное в экспозиции галереи все же живопись – три восхитительных ранних полотна Александра Волкова.
Есть свои шедевры и в разделе мебели и декоративно-прикладного искусства, например, у музейно педантичной «Русской усадьбы» нетипично огромных размеров петровский стол и поставец середины XVIII века. Последний уникален тем, что его история прослеживается на протяжении почти 250 лет, что для такой мебели случай очень редкий (предмет происходит из усадьбы Батыево графа Воронцова).
Рядом с тонкими почти музейными вещами есть и странные произведения, как говорится, на любителя. Так, у «Петербургского антиквара» выставлен громадный грубо неуклюжий кабинет (шкаф, диван, стол, кресло) военного министра Куропаткина. А у «Академии художеств» – розовые слащавые до отвращения панно Константина Маковского.
В целом же салон производит воодушевляющее впечатление. Есть на что посмотреть. Есть с кем поговорить. И главное, как рассказывают антиквары, – есть покупатели, без которых антикварный рынок, как и любой другой, существовать просто не может.