0
1539
Газета Антиквариат Интернет-версия

04.03.2011 00:00:00

Живописные ковры

Тэги: выставка, ковры, восток, москва


выставка, ковры, восток, москва Женщины Фарижа. 2007.

В Институте востоковедения РАН открылась выставка ташкентского художника Медата Кагарова, уйгура по происхождению. Несмотря на камерность экспозиции – в скромном зале института выставлено около двух десятков работ, – событие это значительное. И потому что узбекская живопись, а тем более такого уровня (Кагаров – народный художник и академик Академии художеств Узбекистана), выставляется в избалованной искусством Москве не часто. И потому что сам мастер, к несчастью, скончался всего за несколько дней до открытия экспозиции.

Кагаров хорошо известен как график – он занимался литографией, линогравюрой, ксилографией. Живописью, а соответственно цветом, он увлекся сравнительно недавно – в конце 1990-х. Тогда-то и стали появляться те яркие, своеобразные полотна, которые сегодня можно видеть на выставке.

Разбирать их многоплановость – дело неблагодарное. Слишком много всего переплелось, смешалось в одном котле. Здесь и традиции русского авангарда, которых не может избежать, наверное, ни один крупный художник. В случае с Кагаровым очевидны аллюзии на влиятельнейшего в Средней Азии Александра Волкова. Здесь и плоскостность, и декоративность восточных ковров и шелков, сочность и аромат восточной культуры. Здесь и локальность формы и цвета, идущая явно из особенностей графических техник, которыми владел Кагаров. И конечно, таинственность, очарование символов восточной поэтики – Кагаров во многих своих произведениях опирался на литературную традицию, мифологическое творчество Востока. Индюки, звездочки ласточек в небе, птичьи клетки, ослики, красные пятнышки гранатов и арбузов – все эти вкусные, осязаемые детали и материальны, и символичны одновременно.

Сюда же загадочным образом вплетается иконописность образов, а значит, их архетипичность, существование вне реального времени и пространства. Это особенно заметно в центральной работе экспозиции «Восточной мадонне» (работа из серии «Четыре времени года»), почти бестелесной, легкой, какой-то мелодичной. Женских образов у Кагарова вообще много. Тонкие, загадочные, с темными черточками глаз и строгими профилями, облаченные в шумные восточные ткани, из которых лишь изредка показываются длинные изящные пальцы.


Четыре времени года. Лето. 1997.
Иллюстрации из каталога выставки

Интересно рассматривать живописные работы Кагарова вблизи – их фактурность, хорошо выраженный мазок также создают определенную игру, ритм, напоминают тканые полотна. Как восточные ковры, в которые так приятно запустить руку. Заведующая отделением Кавказа и Средней Азии Музея Востока Екатерина Ермакова так отзывается о творчестве Кагарова: «Это необыкновенный художник. Он создал работы, с одной стороны, очень современные, а с другой - обращенные в мифологическое прошлое и показывающие связь цивилизаций древности».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
690
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2424
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1619
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1246

Другие новости