0
1744
Газета Антиквариат Интернет-версия

25.02.2011 00:00:00

Каракули великого безумца

Тэги: феллини, выставка, москва, книга снов


феллини, выставка, москва, книга снов Федерико Феллини во время съемок.
Фото пресс-службы МДФ

В новом помещении Московского дома фотографии, то есть Мультимедиа арт музея (как трудно привыкнуть к новому названию) посетителей не сказать чтоб много, несмотря на неожиданный выходной посередине недели. У входа – большой плакат – знаменитый кадр из «Сладкой жизни» с папарацци, встречающими Аниту Экберг у трапа самолета. Яркая красная надпись «Феллини. Гранд-парад», сразу у лестницы – снимок Джульетты Мазины из «Дороги» с трубой и красным носом. «Если честно, я не смотрела ни одного фильма Феллини», – говорит, глядя на этот кадр, юная посетительница своей подруге. И зря – не видя его фильмов, погружение в загадочный мир гротеска и карнавала возможно лишь с трудом. Впрочем, кураторы проекта, кажется, сделали для этого все возможное.

Формальных поводов для выставки два – начавшийся перекрестный Год России–Италии и 50-летие Dolce vita, возможно, самого известного и провокационного феллиниевского фильма. Ему посвящена не только афиша выставки, то и добрая половина экспозиции – бесчисленные фотографии Мастроянни и Экберг, отрывки из картины, журнальные статьи и даже любительский фильм о съемках «Сладкой жизни». «Наиболее волнующий и душераздирающий портрет нашей эпохи», – гласит реклама фильма, также включенная в экспозицию. Но, несмотря на такое доминирование, в целом выставка построена как своеобразный «словарь Феллини» – набор дефиниций, через которые швейцарский куратор Сэм Стурдзе пытается по-своему описать неповторимый и выдержавший уже немало интерпретаций мир великого режиссера.

Набор этих знаковых пунктов, с одной стороны, очевиден каждому, кто знаком с творчеством Феллини, с другой – красиво прописан с точки зрения феллиниевской биографии и психологии подсознательного. В этом смысле уникальным документом на выставке является так называемая «Книга снов» – сборник рисунков, на которых Феллини по совету юнгианского психоаналитика Эрнста Бернгарда запечатлевал свои сны, страхи и фантазии на протяжении 30 лет (между 1960 и 1990 годами). Чего тут только нет, но больше всего – женщин. По-итальянски фигуристых и грудастых, розовых, соблазнительных, обнаженных созданий, плавающих в облаках, сидящих в вызывающих позах и даже становящихся для героя фантазий транспортным средством. Женщины в их многообразии от архетипических образов до простейших объектов вожделения – это, безусловно, одна из тех статей, без которых «энциклопедию Феллини» представить невозможно. Они правят балом на протяжении всего его творчества, так же как царят в «Книге снов», какие бы события там ни описывались.

Рисует, кстати, Феллини не только этот свой визуальный «дневник» – рисунок проходит через всю его жизнь. Начиная с первых газетных карикатур, которыми Феллини зарабатывал на жизнь, только-только переселившись в Рим. Затем через комиксы и фотороманы – «Путешествие Дж.Мастроны» или «Маг Мандрейк» с рисованным или фотографическим любимцем Феллини Марчелло Мастроянни, которого нередко воспринимают как alter ego режиссера (что тот, впрочем, всегда отрицал). И наконец, в кино. «В начале каждого фильма я провожу большую часть времени за рабочим столом, – писал Феллини, – и занимаюсь тем, что мараю бумагу разными каракулями в виде поп и сисек. У меня такой способ начинать фильм, пытаясь его разглядеть в этих каракулях» .

И из «каракуль» рождаются не только женщины, но и все остальные темы-знаки феллиниевской вселенной. Линия цирка, зачатая еще в «Огнях варьете», перерастает в настоящий балаган безумцев. Недаром Феллини устраивает открытые пробы для всех желающих – просто дает объявление в газету. На выставке – фотографии и письма актеров-любителей, мечтавших попасть к нему в картину. Городских сумасшедших и странных физиономий тут хватает. Как признавал сам Феллини, из сотен лиц он выбирал два, но остальные навсегда оставались у него в фантазиях.

Еще одно скопление лиц – папарацци, нарицательное имя которых появилось как раз после «Сладкой жизни». Рядом со знаменитым кадром из фильма – почти такой же снимок реальных репортеров. Далее – фотография их побитого кем-то коллеги с заклеенным пластырем лбом и сломанной камерой. И, конечно, десятки журналов с фотографиями звезд. Тема прессы как силы, вторгающейся в личную жизнь, тесно перекликается с темой рекламы. Этот аспект проиллюстрирован «Искушением святого Антония» и «Джинджер и Фредом». Не забыта на выставке и тема еды – неотъемлемой составляющей итальянской в целом и феллиниевской в частности культуры. И религия, с которой Феллини находится в постоянном не то конфликте, не то диалоге. И музыка, наконец, причем отдельным пунктом кураторы выделили ставший модным рок-н-ролл и связанную с ним субкультуру, отдельным – Нино Роту, без которого немыслимы фильмы Феллини.

Собственно, постоянно звучащая такая знакомая музыка и сменяющие друг друга в экспозиции разноплановые изображения и создают ту особую феллиниевскую атмосферу. Шествуют одни за другими темы, кадры, фантазии. Словно на параде, которые так любил Феллини, вставляя их чуть ли не в каждый свой фильм – от парада проституток до религизиозных процессий. Вероятно, не предполагая тогда, что вся его творческая жизнь когда-нибудь сама легко составится в ярчайшее шествие – гранд-парад Федерико Феллини.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
677
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2411
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1609
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1234

Другие новости