Россыпи фарфоровых семечек от Ай Вэйвэя.
Фото Reuters
В Лондоне прошли торги современным искусством Sotheby's и Christie's, торги, которые до кризиса славились не только сумасшедшими ценами, но и нередко эпатажными работами. Но даже в современном искусстве неизбежно появляются свои классики, из работ которых сегодня и складываются престижные и дорогие вечерние торги мировых аукционных гигантов. И доминирует здесь традиционная форма картины, пусть и созданная не всегда маслом (а акрилом, печатью или в сложной смешанной технике).
Именно такой набор представил, в частности, дом Sotheby's, разбавив разноформатные листы-холсты лишь скульптурами Энтони Гормли да Аниша Капура. Лидером здесь стало полотно действительно живого классика современного искусства Герхарда Рихтера. За его монументальную абстракцию 1990 года музейного качества боролись пять покупателей, победитель заплатил 7,2 млн. фунтов. Кроме Рихтера в первой ценовой десятке также оказались имена, не вызывающие удивления: Энди Уорхол, Лючио Фонтана, Дэвид Хокни. Единственным сюрпризом стала бронзовая скульптура испанского художника Хуана Муньоса «Беседа», проданная при эстимейте 600–800 тыс. фунтов за 3 млн., установив таким образом рекорд на работы Муньоса.
Впрочем, и эти торги запомнились необычным произведением современного художественного креатива. На аукционе были проданы ни много ни мало 100 килограммов семечек, правда фарфоровых, созданных китайским художником Ай Вэйвэем. Семечки являлись частью инсталляции, которую в октябре 2010-го показывала галерея Tate (всего в ней использовалось 100 млн. семечек). Посетителям предлагалось ходить по рассыпанным на полу семечкам, но вскоре галерея отказалась от этой затеи – растоптанный фарфор создавал слишком много пыли. И не напрасно: теперь какой-то неизвестный почитатель современного искусства приобрел мешок за 350 тыс. фунтов, по подсчетам британских СМИ – заплатив за каждую семечку ручной работы 3,5 фунта (изначально их оценили значительно скромнее – в 80–120 тыс. фунтов).
Всего вечерние торги Sotheby's принесли 44 млн. фунтов и 90% проданных лотов.
Аналогичный аукцион Christie's принес немного больше – 61 млн. фунтов (при общем эстимейте торгов – 35–51 млн.). Было продано 92% лотов, в том числе и самый дорогой из них – автопортрет Энди Уорхола 1967 года. Этот «красный» портрет был выполнен в 1967 году в серии из 11 автопортретов. Пять из них – в музейных собраниях, в том числе в галерее Tate и музее в Сан-Франциско. Он много лет не появлялся на публике и был недавно обнаружен в частной коллекции, в которой хранился с 1974 года. Изначально оцененная в 3–5 млн. фунтов, работа была продана за 10,7 млн.
Автопортрет Энди Уорхола стал самым дорогим произведением лондонских торгов. Фото предоставлено пресс-службой Christie’s |
Начиная с главного топ-лота, и вся остальная ценовая десятка торгов выглядит вполне ожидаемо – здесь удачные продажи работ тех же Рихтера и Фонтаны, а также Вилема де Кунинга, Пьеро Манцони, Жан-Мишеля Баскиа. Только один неожиданный рекорд – работа «Последний год на Капри» Марсьяля Рейса, выполненная традиционной живописью с применением коллажа, ушла с молотка за 4 млн. фунтов, установив рекордную цену на произведения ныне живущего французского художника. Предварительно произведение 1962 года было оценено в 1–1,5 млн.
Немногочисленная скульптура, выставленная на торги, особой популярностью не пользовалась – были проданы разве что деревянные мишки Джеффа Кунса (2,9 млн. фунтов) да двухголовая манекенообразная девочка братьев Чепмен (91 тыс. фунтов). Живопись доминировала и на этих торгах, а достигнутые результаты очевидно показывают не только полное восстановление этого сегмента арт-рынка, но и то, что коллекционеры современного искусства после кризиса предпочитают покупать на торгах отнюдь не революционные, а проверенные временем вещи.