Александр Таранцев, похоже, не очень расстроен произошедшим.
Фото PhotoXPress
Всю прошедшую неделю не только антикварное сообщество, но и более широкие массы обсуждали случившееся в прошлый четверг разбойное нападение на подмосковную усадьбу Александра Таранцева, владельца компании «Русское золото» и коллекционера. Воображение будоражило, во-первых, организованность и дерзость преступников, во-вторых, сумма, в которую оценили ущерб, и, наконец, в-третьих, некоторая абсурдность набора похищенного.
Что касается первого, тут вырисовывается жестоко-красивая, почти киношная картинка. В загородную усадьбу олигарха в сладкосонные четыре утра врываются четверо в черных костюмах и масках, с двумя пистолетами и даже предположительно пулеметом. С таким оснащением преступникам удалось без труда обезвредить и связать электрическими шнурами и скотчем трех безоружных охранников. Затем поймали управляющего усадьбой (сам владелец в то время, впрочем, как и сейчас, находился на отдыхе на другом континенте). Его били, вероятно, выпытывая, местонахождение ценностей. Узнав все, эти ценности быстренько собрали – вырезали десяток холстов из рам, забрали около 20 тыс. долл. из сейфа – и слиняли в неизвестном направлении. Всего через час после начала операции информация о случившемся уже поступила в милицию.
Помимо картин и денег унесли, кажется, еще что-то, но все, что перечисляют в прессе, не более чем предположение. В ГУВД пока нет полного списка похищенного – его должен составить владелец, который пока еще не вернулся из США. Все, что пропало, предварительно оценили в 50 млн. долл. Сумма впечатляющая, есть учесть, что по большей части она приходится на произведения искусства и ювелирные украшения. Для сравнения: главным арт-преступлением прошлого года считается кража из каирского музея картины Ван Гога, которую оценили в такую же сумму.
Очевидно, что из всего похищенного главные вопросы вызывают картины. Свою коллекцию Таранцев никогда не афишировал, но антикварный мир в России слишком маленький, чтобы информация о миллионных полотнах могла не просочиться. Продать эти работы в России в принципе невозможно – никто не будет связываться с краденым. Теперь главное и для коллекционера, и для истории искусства, чтобы преступники их не уничтожили как ненужный балласт. Высказанное в прессе предположение о том, что это мог быть заказ одного из «черных» коллекционеров, отдает голливудско-гангстерским романтизмом. Сами антиквары смеются – после кризиса не хватает и «белых» коллекционеров, не то что «черных». Да и потом, тот же «Казак» Ильи Репина (картина предполагается среди похищенных) всего год назад выставлялся на публичных торгах в Лондоне. Если у человека есть возможность нанять преступную группу, вряд ли у него не хватит средств приобрести полотна законным путем. С другой стороны, трудно поверить, что преступники, столь тщательно спланировавшие свое ограбление, не знали заранее, за чем идут. Информацию о том, что они якобы впопыхах хватали все, что плохо лежит, в ГУВД отрицают – похитители не взяли многие ценные вещи, стоявшие прямо на виду.
Так что следователям есть над чем поломать голову, но только после того, как появится главный потерпевший. Он же пока, похоже, в Москву не очень спешит и особо не волнуется – картины застрахованы и скорее всего найдутся. Тем не менее год только начался, а это преступление уже называют чуть ли не главной кражей 2011 года. Остается надеяться, что это звание себя оправдает и в течение последующих месяцев действительно ничего подобного больше не произойдет.