На этой кровати вряд ли удастся выспаться.
Фото РИА Новости
ЦСК «Гараж» продолжает серию проектов, посвященных пересечению современного искусства с другими культурными феноменами. Вслед за экспозицией «Эпоха винила», в которой на примере обложек музыкальных пластинок исследовались взаимоотношения художника и музыканта, в «Гараже» проходит выставка The New Dеcor. Она посвящена изучению перекрестных точек между визуальным искусством и дизайном.
В экспозиции – около 50 работ более трех десятков художников из разных стран. Спектр произведений широкий – от предметов, пусть странных, но функциональных, до абсолютно концептуальных инсталляций. Дизайн интерьеров и объектов – благодатная тема для фантазии художника, так как находится в непосредственной связи с личной, интимной жизнью человека. А значит, автоматически является выходом на его страхи, переживания, эмоции и сокровенные мысли. То есть все то, из чего может вырасти подлинное произведение искусства.
Один из самых популярных мотивов на выставке – мотив двери. Дверь – это и вход во внутренний мир, и выход из тупика и кризиса. Возможностей интерпретации этого абсолютно банального предмета интерьера множество. И художники этим пользуются. Например, Джим Лэмби представил дверь с дерзко торчащими многочисленными ручками, словно наростами, бородавками, паразитами, стремящимися проникнуть внутрь человеческой души.
За этой условной дверью разворачивается настоящий фрейдистский мир, начинающийся с вполне практичных двойных кресел Марка Камиля Хаймовича, подходящих одновременно и для пациента, и для терапевта. Ну а там, где стоит появиться дедушке Фрейду, сразу возникают мотивы сексуальности, скрытых желаний, влечения. Здесь и розовая вешалка Франца Веста, в профиль напоминающая не что иное, как череду фаллосов. И гамак, вроде бы дачно-летняя забава, располагающая к отдыху, но у Моники Бонвичини превратившаяся в почти садистскую фантазию, сделанную из цепей и кожи. И раскуроченный кожаный диван Сары Лукас, снабженный лампами разной формы, но вызывающими неизменные ассоциации с тем, что на этом диване могло происходить. И потрясающая кровать группы «Лос Карпинтерос», сделанная в форме автомобильной развязки и напоминающая о том, что жизнь в постели так же разнообразна, как и жизнь в дороге.
Есть через дверь и другой выход – назад, в детство. О нем напоминает, например, люстра, отсылающая к школьным моделям с урока химии Спенсера Финча. Или «Стол-палатка» Фабриса Гиджи – домик, какие в детстве строил каждый ребенок из подручных материалов. Впрочем, не только сексуальность и детские воспоминания исследуют художники, отталкиваясь от близких человеку предметов мебели. Здесь есть и социальные мотивы, такие как замечательная конструкция из перебинтованных обрубков стульев и столов Ярослава Козловски, отправляющая и к утопической башне Татлина, и к советским высоткам. Стул – вообще самый постоянный предмет на выставке. Его ломают (как Джимми Дарем), из его деталей составляют другие объекты (как группа «Желатин»), наконец, он просто теряет свою вещественность (как у Анны Желудь).
Железный гамак дарит необычные ощущения. Фото РИА Новости |